Гербы монархов. Герб Российской империи: история. Герб Кая: ранний

  • Дата: 17.06.2022

Карл V Габсбург - крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века. Это последний государь, когда-либо формально провозглашенный Римским Императором. Правитель, первым в истории создавший державу, в которой никогда не заходило солнце. Именно в период правления Карла V - в 1519–1522 годах - испанцами (подданными Карла) под командованием Фердинанда Магеллана совершена первая известная кругосветная экспедиция. Для меня это важный и симптоматичный факт. И, наконец, человек, родившийся во фламандском городе , который является одним из моих самых любимых. Личность масштабная, противоречивая и многообразная. Но в этой записи я рассмотрю не психологические особенности Карла V, а его герб. Причем герб его как Короля Испании (де-юре - Арагона) под именем Карл I. Это был его первый монарший титул, принятый еще до титула Римского Императора. Именно Карл был первым правителем единой Испании.

Карл был наследником четырех выдающихся династий Европы. Благодаря скрещению династических линий Карл получил в наследство огромные территории в Западной, Южной и Центральной Европе, доныне никогда не объединявшиеся:
– от отца, Филиппа: Бургундские Нидерланды, Люксембург, Артуа, Франш-Конте;
– от матери, Хуаны Безумной: Кастилия, Леон, Андалусия, Канарские острова, Сеута и Вест-Индия;
– от деда по материнской линии Фердинанда II Арагонского: Арагон, Каталония, Валенсия, Руссильон, Неаполь, Сицилия, Сардиния, Балеарские острова;
– от деда по отцовской линии Максимилиана I: корона Императора Священной Римской Империи, Австрия, Богемия, Моравия, Силезия, Тироль.

Присоединенные им земли: Ломбардия (Милан), Тунис, Новая Гранада (современные Колумбия, Венесуэла, Эквадор и Панама), Новая Испания (территории современной Мексики, юго-западных штатов США и Флориды, Гватемалы, Белиза, Никарагуа, Сальвадора, Коста-Рики, Кубы), Перу и ряд прочих.

Никто из Европейских Монархов, ни до, ни после, не имел так много титулов. Одних только Королевских корон у Карла было девять - он одновременно был Королем Леона и Кастилии, Валенсии, Арагона, Гранады, Неаполя, Сицилии, Богемии, а также титулярным Королем Германии и Италии.

Сложное самоименование Карла: «Избранный Император христианского мира и Римский, присно Август, а также католический Король Германии, Испаний и всех Королевств, относящихся к нашим Кастильской и Арагонской коронам, а также Балеарских островов, Канарских островов и Индий, Антиподов Нового Света, суши в Море–Океане, Проливов Антарктического Полюса и многих других островов как крайнего Востока, так и Запада, и прочая; эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Брабанта, Лимбурга, Люксембурга, Гельдерна и прочая; граф Фландрии, Артуа и Бургундии, пфальцграф Геннегау, Голландии, Зеландии, Намюра, Руссильона, Серданьи, Зютфена, маркграф Ористании и Готциании, государь Каталонии и многих других королевств в Европе, а также в Азии и Африке господин и прочая»

Большой Герб Короля Карла

Гербы, входящие в состав Королевского Герба

Герб состоит из двух геральдических групп, которые повторяются в обратном порядке: идентичны, соответственно, первая и четвертая четверти (верхняя левая и нижняя правая для зрителя) - испанская часть и вторая и третья четверти (нижняя левая и верхняя правая (для зрителя) - австрийская часть.

Испанская часть

● в червленом поле трехбашенный золотой замок - Королевство Кастилия (у этого региона говорящее название, отражающее обилие замков)

● в белом поле пурпурный (на Большом гербе он червленый, но более правильным оттенком является именно пурпурный) лев в золотой короне - Королевство Леон (на первый взгляд кажется, что тут тоже очевидная аналогия - Лев и Леон, но на самом деле название этого региона происходит от римских легионов)

● в золотом поле четыре червленых столба - Арагонская корона; это продолжительный союз многочисленных титулов и государств в руках Короля Арагона (по легенде владетель Арагона Готфрид, граф Барселонский, отличился в сражениях с разбойничающими на Пиренейском полуострове норманнами, в знак чего Император Карл Лысый коснулся рукой его кровоточащих ран и провел по золоченному графскому щиту, тем самым увековечив герб. На самом деле, герб Арагона происходит от красно-золотого знамени Бургундского (Арелатского) Королевства, существовавшего в раннем Средневековье)

● в червленом поле золотые цепи, уложенные в косой и прямой крест и по периметру щита, в середине щита изумруд - Королевство Наварра. В различных версиях герба цепи изображаются и в виде отдельных переплетенных колец, и в виде последовательности соединенных колец.

● в белом поле золотой восьмиконечный Иерусалимский крест (в форме четырех сходящихся греческих букв тау) в окружении четырех прямых крестов и восемь красных и серебряных горизонтальных полос - Королевство Неаполь

● ромбообразное сочетание герба Арагона и двух черных орлов в серебряном поле - Королевство Сицилия (орлы напоминают об Императорской династии Гогенштауфенов, которая долго владела этим островом)

Австрийская часть

● красные и серебряные полосы - Австрия, родовое владение Габсбургов (красный цвет тоже имеет объяснением легенду о кровавых полосах на посеребренном щите австрийского герцога)

● ряды золотых лилий в лазоревом поле, по кайме красные и белые полосы - Второй Капетингский Дом Бургундии (Бургундская ветвь династии Валуа, «Новая Бургундия»)

● косые золотые и лазоревые полосы, красная кайма - герцогство Бургундия («Старая Бургундия»; кстати, эти золотые и лазоревые полосы имеют такое же арелатское происхождение, как и полосы герба Арагона, несмотря на возникшие позже цветовые различия)

● в черном поле золотой лев с красными языком и когтями - герцогство Брабант

● в золотом поле черный орел с красными языком и когтями - герцогство Фландрия

● в серебряном поле красный орел с золотыми клювом и когтями - графство Тироль

Символика Гранады

Внизу щита расположен золотой гранат с зелеными стеблем и листьями - гласный знак Гранады, последнего региона Испании, отвоеванного в 1492 году у мавров в ходе Реконкисты. Посредине плода находится отверстие, сквозь которое видны спелые зерна. Они символизируют сказочные богатства и великолепие, теперь открытые христианам.

Держатель Герба и его окружение

Держателем герба (в стиле Империй - такой тип держателя был принят только в России, Австрии и Германии) служит черный двуглавый орел с красными клювом и когтями - символ Священной Римской Империи Германской Нации при династии Габсбургов. Орел увенчан Римской Имперской короной; позади него красный косой крест - Бургундский Андреевский крест. Вокруг гербового щита - цепь Сиятельного ордена Золотого руна, имеющего бургундское происхождение.

По бокам орла стоят Геркулесовы столбы, символизирующие Гибралтарский пролив. У древних греков этот пролив считался почти что границей мира. Испания (еще до Карла) благодаря экспедиции Колумба радикально расширила представления европейцев об окружающем мире. Левую (для зрителя) колонну, увенчанную Имперской короной, обвивает лента с надписью PLVS; правую, увенчанную Королевской испанской короной обвивает лента с надписью OVLTRE. То есть «Все дальше» - это девиз Карла.

Дополнительные изображения Герба

вариант с орлом без короны, креста и столбов, но с мечом, скипетром и державой (центральный щит упрощен):

герб в Кафедральном соборе в Кордове (Испания, провинция Андалусия):

Персонаж Карла Габсбурга в романе Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле»

Бельгийский писатель Шарль де Костер в свое романе «Легенда об Уленшпигеле» сурово порицал Карла V за многочисленные злодеяния, совершенные в эпоху его правления. В романе есть сцена–фантазия Высшего Суда над Карлом (почему-то Суд вершит Иисус Христос, но я не буду это комментировать - другой предмет). Этим Судом его душа приговаривается в аду к пыткам, скитаниям и прочим страданиям, подобно тысячам и десяткам тысяч жертв государственных и церковных палачей Карла. Я не хочу приводить описание этого приговора; процитирую лишь его окончание:

Когда же, по прошествии трехсот лет, он изведает все муки и все напасти, отпусти его на свободу, и если он к этому времени станет таким же хорошим человеком, как Клаас, отведи его телу место вечного успокоения на зеленом лугу, под сенью чудного дерева, куда по утрам заглядывает солнышко и где в час полуденный бывает тень. И придут к нему друзья, и прольют слезу, и посадят на его могиле цветы воспоминания - фиалки.

Реальная могила Карла V Габсбурга находится в Эскориале в Испании. Где находится вышеописанное место его упокоения, я могу только гадать. Возможно, в сердцах некоторых людей. По крайней мере, в моем сердце растут фиалки, напоминающие о Карле.

Здравствуйте уважаемые.
В связи с прошедшим юбилеем Елизаветы II решил Вас ознакомить с гербами британской королевской семьи - мало ли, кому будет интересно. Ибо по одному гербу сходу можно определить статус человека, которому принадлежит. По мне - так очень любопытно:-)
Сразу же хочу Вас предупредить, что рассматривать буду здесь только геральдические символы мужской части семейства Виндзоров, и значит многие достойные люди, даже дочь королевы принцесса Анна, мною затронуты не будут. Если что - прошу прощения:-)
Традиционно королевский герб аналогичен государственному, и подробно мы его разобрали вот в этом вот посте: Думаю, будет правильным сначала прочитать оный, дабы было больше понимания. :-)

и шотландский вариант:

Личные гербы королевской семьи следуют государственному и составлены на его основе. С некоторыми исключениями.
Начать правильнее с наследника престола Карла Филиппа Артура Георга Виндзор, он же принц Чарльз. Как наследник престола, он носит титул Принц Уэльский, и это, конечно же отображается в его гербе. Итак, вот этот герб:

Почему я сказал, что это конечно же отображается на его гербе? Ну, прежде всего, посмотрите на левую часть герб под щитодержателем и девиз. В левой части Вы видите султан из 3 перьев. Традиция делать это личным знаком наследника престола (именно наследника) пошла от знаменитого полководца средневековья Эдуарда Черного Принца, старшего сына короля Эдуарда III.


По легенде он сделал этот знак своим личным гербом после битве при Креси (1346 год) в честь...своего павшего противника. Слепой король Богемии Иоанн (Иоганн) Люксембургский кликнул двух конников, поместился между ними верхом на рысаке, связал вместе три уздечки и ворвался в гущу англичан, где тут же и погиб. На шлеме его были три страусовых пера и девиз: "Ich dien", означающий "Я служу". Удивленный и восхищенный его мужеством, Эдуард Черный Принц взял шлем вместе с девизом на память о том славном дне, и с тех пор его носят все принцы Уэльские.

Иоанн Люксембургский

Знак принца Уэльского Вы могли видеть на аверсе тапенса, о чем мы с Вами уже говорили в этом посте:
С другой стороны Вы можете видеть красного дракона - точно такого же как на флаге Уэльса.

Кроме того, еще по одному геральдическому элементу можно легко понять, что перед нами наследник британского престола. Приглядитесь внимательно - и на самом щите и на щитодержателях, и даже на навершии короны вы можете видеть особую геральдическую фигуру, которая называется титло, он же ламбель, он же турнирный воротник. Этакая балка с обращенными вниз, широко расставленными зубцами, имеющая происхождение от конской рыцарской упряжи. Цвет титло - серебро, а количество "флажков"- 3. Это важно, ибо в Британии (в других странах по-иному) обозначает близость к монарху. То есть серебряный белый ламбьель без дополнительных элементов на 3 флажка - это символ принца Уэльского.
В центра щита Вы можете видеть еще один щиток. Это неофициальный (неутвержденный) герб Уэльса и мы о нем уже говорили в посте о британском гербе.

Возникает вопрос по еще одному гербовому щитку - с золотыми шарами в самом низу герба. Дело в том, что Чарльз носит титул Его Королевское Высочество принц Уэльский, герцог Корнуольский, граф Честер. Ну так вот, это герб герцогства Корнуольского, причем коронованный короной Принца Уэльского. Наследник престола (мужского рода) единственный, кто может носить титул герцога Корнуольского. Более того, он первый из пэров Англии (членов высшего дворянства, пользующихся особыми политическими привилегиями) и единственный герцог, у которое есть собственное герцогство, а не просто титул без земли.

Корнуол

Но и это еще не все:-)) Дело в том, что Чарльз имеет даже не один герб, а целых два. И это связано со сложным переплетением интересов Британской короны в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Принц Уэльский - это понятно, Герцог Корнольский - это официальный титул наследника престола в Англии, а в Шотландии есть свой титул наследника престола - герцог Ротсей. Говорим Его Королевское Высочество герцог Корнуольский, подразумевает еще и герцог Ротсей и граф Честер, и лорд Каррик и барон Ренфрю и лорд Островов и Великий стюард Шотландии.
У герцогов Ротсей традиционно всегда свой герб,и вот как выглядит геральдический символ Чарльза как герцога Ротсей:

Обратите внимания на то, что титло синее.
Центральный щиток - шотландский красный лев, а вот основной щит интересный.
В первой и четвертой четверти вы видите в золотом поле синий пояс в серебряную шашечницу. Это личный герб Стюартов- последних королей Шотландии. А вот во второй и третьей четвертях можно видеть в серебряном поле чёрную ладью с красными флагами и золотой палубой. Это герб Королевства Островов - было такое государство на Гебридских островах и западном побережье Шотландии. и король Шотландии традиционно с 14 века носит звание Лорда Островов

Королевство Островов.

Весь остальной антураж герба чисто шотландский - и Орден Чертополоха, и шотландский флаг и лужайка с чертополохами в виде основания герба.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Печать Ивана III Великого

Каждое государство имеет свои символы, которые отражают внутреннее его устройство: могущество, территорию, природные особенности и другие приоритеты. Одним из символов государства является герб.

Герб каждой страны имеет свою историю создания. Существуют особые правила составления рисунка герба, этим занимается специальная историческая дисциплина ГЕРАЛЬДИКА, которая сложилась еще во времена Средневековья.

История герба Российской империи довольно интересна и своеобразна.

Официально российская геральдика начинается с эпохи царствования Алексея Михайловича Романова (XVII в.). Но предтечей герба были личные печати русских царей, поэтому первоисточники российского герба следует искать в XV веке, в царствование Ивана III Великого. Первоначально на личной печати Ивана III был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея – символ Москвы и Московского княжества. Двуглавый орёл был принят на государственной печати после венчания в 1472 г. Ивана III Великого с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога. Он символизировал передачу наследия павшей Византии. Но до Петра I российский герб не подчинялся геральдическим правилам, русская геральдика получила развитие именно в его царствование.

История гербового двуглавого орла

Орел в гербовой эмблеме берет свое начало еще с Византии. Позже он появился на гербе Руси. Изображение орла используется в гербах многих стран мира: Австрии, Германии, Ирака, Испании, Мексики, Польши, Сирии, США. Но двуглавый орел присутствует лишь на гербах Албании и Сербии. Российский двуглавый орел претерпел много изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Рассмотрим эти этапы.
Как уже было сказано выше, гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки на печатях царей, они не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.
До XVI века Россия была разрозненным государством, поэтому о государственном гербе России не могло быть и речи. Но при Иване III (1462-
1505) в качестве герба выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змея, а на оборотной — двуглавый орел.
Первые известные изображения двуглавого орла относятся к XIII веку до н.э. — это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Таким был герб хеттских царей.
Двуглавый орел был символом Мидийского царства — древней державы на территории Передней Азии при мидийском царе Киаксаре (625-585 года до н.э.). Затем двуглавый орел появился на эмблемах Рима при Константине Великом. После основания в 330 г. новой столицы — Константинополя — двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи.
После принятия христианства из Византии Русь стала испытывать сильное влияние византийской культуры, византийских идей. Вместе с христианством на Русь стали проникать новые политические порядки и отношения. Особенно усилилось это влияние после брака Софьи Палеолог и Ивана III. Этот брак имел важные последствия для монархической власти в Москве. Как супруг, великий князь Московский становится преемником византийского императора, считавшегося главою всего православного Востока. В отношениях с малыми соседними землями он носит уже титул царя всея Руси. Другой титул, «самодержец», является переводом византийского императорского титула autocrator ; первоначально он означал самостоятельность государя, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха.
С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел, он комбинируется с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца. Таким образом, Русь подтвердила преемственность от Византии.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу .

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

От Петра I до Александра II

Герб Петра I

Петр I взошел на Российский престол в 1682 году. Во время его правления Российская империя стала равной среди ведущих держав Европы.
При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до этого он изображался золотым). Орел стал уже не только украшением государственных бумаг, но и символом силы и могущества.
В 1721 г. Петр I принял императорский титул, и на гербах вместо царских корон стали изображаться императорские. В 1722 г. он учредил герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера.
Государственный герб при Петре I претерпел и другие изменения: кроме изменения цвета орла, на его крыльях были размещены щиты с гербами
Великих княжеств и Царств. На правом крыле размещались щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Сибирским, Казанским. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового орла.
А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орел стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая — на восток.
Эпоха после Петра I известна как эпоха дворцовых переворотов. В 30-е годы XVIII в. в руководстве государством преобладали выходцы из Германии, что не способствовало усилению страны. В 1736 г. императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 г. Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 г.

До конца XVIII в. особых изменений в рисунке герба не было, но во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой орел был больше похож на орлицу.

Герб Екатерины I

Павел I

Герб России с Мальтийским крестом

Став императором, Павел I сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 г. двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Но поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это не могло не отразиться и на государственном гербе. В 1799 г. был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом («коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.
В 1800 г. он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако принять этот герб до смерти Павла не успели.
Павел I также явился основателем Большого российского герба. В Манифесте от 16 декабря 1800 г. дается его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.
Александр I, став императором в 1801 г., отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но при Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, а перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: факел, перуны (громовые стрелы), лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами.

Николай I

Герб Николая I

Правление Николая I (1825-1855) было подчеркнуто твердым и решительным (подавление восстания декабристов, ограничение статуса Польши). При нем с 1830 г. гербовой орел стал изображаться с резко поднятыми крыльями (так оставалось до 1917 года). В 1829 г. Николай I короновался на царство Польское, поэтому с 1832 г. герб Польского царства включен в российский герб.
В конце царствования Николая I управляющий департаментом герольдии барон Б. В. Кене пытался придать гербу черты западноевропейской геральдики: изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться во французском щите, всадника следовало повернуть, согласно геральдическим правилам, в левую от зрителя сторону. Но в 1855 г. Николай I скончался, и проекты Кене были реализованы лишь при Александре II.

Большой, Средний и Малый гербы Российской империи

Большой государственный герб Российской империи 1857 г.

Большой государственный герб Российской империи введен в 1857 г. по указу императора Александра II (это идея императора Павла I).
Большой герб России является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла — гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба — французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах орла — скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне». Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней.
Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней, изображены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, почти создающие полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, являются продолжением и большей частью того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы против часовой стрелки: Астраханского царства, Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства.
Верхние шесть щитов слева направо: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей.
В то же время были приняты Средний и Малый государственные гербы.
Средний государственный герб был таким же, как и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — такой же, как и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.
Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 г. Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 г. тем, что в нем был добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 г.), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских.
Большой государственный герб обрамляют лавровые и дубовые ветви — символ славы, чести, заслуги (лавровые ветви), доблести, мужества (дубовые ветви).
В Большом государственном гербе отражается «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражается в атрибутах власти: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного.
Отечество отражается в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов символизирует равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — единение Руси вокруг Москвы, исторического центра русских земель.

Заключение

Современный герб Российской Федерации

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Известен герб Российской Федерации, субъектами которой являлись автономные республики и другие национальные образования. Каждая из республик, субъектов Российской Федерации, имела свой национальный герб. Но герба русских на нем нет.
В 1991 г. произошел государственный переворот. К власти в России пришли демократы во главе с Б. Н. Ельциным.
22 августа 1991 г. вновь утверждается Государственным флагом России бело- сине-красный флаг. 30 ноября 1993 г. президент России Б. Н. Ельцин подписывает указ «О государственном гербе Российской Федерации». Вновь гербом России становится двуглавый орел.
Сейчас, как и прежде, двуглавый орел символизирует могущество и единство Российского государства.

Приветствуем всех любителей французского языка и истории Франции! Сегодня мы поговорим на тему французских династий и их гербов.

Как Меровинги превратили Галлию во Францию? Что дали Франции короли из династии Каролингов и Капетингов? Как Валуа продолжили дело своих предшественников? Каким образом династия Бурбонов укрепила статус Франции среди других мировых держав? Какие гербы сопровождали королей на протяжении всей истории Франции?

Оставайтесь с нами, друзья, и вы узнаете, как короли заботились о своей стране, и какой была Франция при той или иной династии.

Меровингов можно назвать легендарной династией. Потому что истории о них окутаны тайнами и интересными, фантастическими историями. Меровинги происходят из франкских племен, от их легендарного предка Меровея. Главная сила этих королей заключалась в их длинных волосах. Это было и их отличительной чертой. Меровинги носили длинные волосы, и, Боже упаси! – не стригли их!

Франки верили, что у Меровингов есть сакрально-магическая сила, которая заключалась в длинных волосах и выражалась в «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая причёска отличала и отделяла монарха от подданных, носивших короткие стрижки, популярные в римскую эпоху и считавшиеся признаком низкого положения. Отсечение волос было тяжелейшим оскорблением для короля династии Меровингов. Кроме того, это означало потерю прав на обладание властью.

Первые короли Меровинги управляли государством согласно модели старой Римской империи. Под властью потомков Меровея королевство франков процветало. Во многих смыслах его можно сравнить с высокой цивилизацией Византии. Главным образом, светская грамотность при этих королях была более распространенной, чем спустя пять столетий. Грамотными были даже короли, если учитывать грубых, необразованных и неученых монархов Средневековья. Король Хлодвиг

Среди Меровингов стоит отметить особым вниманием Хлодвига I. Этот король отличался не только суровостью правления, но и мудростью поступков. Он принял христианство и крестился, его примеру последовали и остальные франки.

Династии Меровингов французская монархия обязана Салической правдой (автором которой по легенде является сам Меровей) – это был свод законов, по которым осуществлялось управление страны. Один из примечательных пунктов – править страной могут только мужчины. В XIV веке, когда возникнет вопрос о передаче престола Франции женщине, на свет Божий извлекут Салическую правду и укажут на закон о престолонаследии. Коннетабль Гоше де Шатийон произнесет знаменитую фразу, которая войдет в историю: «Негоже лилиям прясть!» И действительно, женщины во Франции не правили никогда (разве что, временно, в качестве регента).

Меровинги правили достаточно долго – с 481 по 751 год, то есть с конца V до середины VIII века.

Эмблемой или гербом Меровингов была лилия. В далёком V веке король Хлодвиг будучи ещё язычником, вместе со своим войском попал в западню между рекой Рейн и войском готов. От неминуемого поражения его спас жёлтый болотный ирис. Хлодвиг заметил, что заросли жёлтого ириса тянутся почти до противоположного берега, — а ирис растёт только на мелководье, — и король рискнул перейти реку вброд. Он одержал победу и в благодарность за спасение сделал этот золотой ирис своей эмблемой. Позже это изображение трансформировалось в лилию и стало называться Fleur-de-lys. Существует версия, что изображение лилии – это вариация пчелы, изображенной на раннем гербе Меровингов.
Королевская лилия

Les Carolingiens – Каролинги – Каролингская империя

Последние Меровинги спустили свою власть на своих мажордомов (что-то типа домоправителей). Но надо отдать им должное – они умели выбирать прекрасных мажордомов! Здесь стоит отметить славного Карла Мартелла, одержавшего ряд значительных побед в сражениях с врагами, а также Пипина Короткого, который впоследствии стал королем франков. Пипин Короткий

На собрании знатных франков в Суассоне Пипин спросил их: кто имеет право быть королем – тот, кто лишь номинально сидит на троне или тот, у кого в руках находится реальная власть? Франки склонились в сторону Пипина. Как видите, все честно. Последний Меровинг Хильдерик III был отправлен в монастырь, а Пипин стал королем. Он объединил всю Францию, от Ла-Манша до Средиземного моря (до этого при Меровингах она была разделена на несколько территорий). Пипин по праву может считаться основателем новой династии Каролингов.

Самой знаковой фигурой этой династии считается Карл Великий или Шарлемань, одержавший ряд значительных для франкского государства побед и основавший обширную империю, включавшую в себя территории Франции, Германии, Италии. Карл не только воевал, но и образовывал свою страну (смотрите на нашем сайте Каролингское возрождение). Орифламма — золотое пламя

Сыну Карла Людовику Благочестивому еще удалось удержать империю в ее границах, а вот внуки его уже разделили ее и правили отдельно.

Правление династии Каролингов прошло под знаком борьбы с норманнами. Норманны были северными племенами викингов. Каролинги усиленно отражали их набеги, то терпя поражение, то побеждая, пока, наконец, в IX веке королю Карлу III это все не надоело. Карл понимает, что просто так от норманнов не отделаться, если не принять окончательное решение. Он заключает союз с вождем норманнов Роллоном о том, что они прекращают свои набеги на Францию. Взамен на спокойствие Карлу пришлось выдать свою дочь замуж за Роллона и отдать норманнам северную территорию, которая потом будет называться Нормандией. А что поделать – это политика.

В гербе Каролингов также преобладала королевская лилия, но Карл Великий ходил в военные походы с орифламмой – специальная хоругвь с изображением золотого солнца на красном поле. Это был своеобразный штандарт, который впоследствии присутствовал и в сражениях других французских королей.

Les Capétiens — Капетинги – самая долгая династия

Герб династии Капетингов

Почему? Да потому, что Валуа и Бурбоны – это ветви династии Капетингов, все они происходят от Гуго Капета, основоположника династии.

Пожалуй, именно у династии Капетингов самые яркие представители королевской власти по уму, мудрости, таланту правления и достижениям. Здесь стоит отметить таких королей, как сам Гуго Капет, начавший развитие Парижа. Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп III, Филипп IV Красивый, которые консолидировали государство, присоединили к Франции значительные территории, укрепили власть, развивали образование и культуру. Именно при Филиппе II Франция вернула свои территории, провинции Гиэнь и Аквитания, которые, находясь на территории Франции, принадлежали Англии.

Гербом Капетингов были три золотые Лилии на синем поле. Можно сказать, что именно при Капетингах лилия окончательно утверждается, как герб Франции.

Les Valois – Валуа – потомки Капетов

К сожалению, правление династии Валуа началось с трагических страниц Столетней войны. Эдуард III Английский написал письмо французскому королю Филиппу VI (первому королю из Валуа), в котором высказывал свои претензии на французский престол, будучи внуком Филиппа IV Красивого. К тому же, английским королям не давали покоя Гиэнь и Аквитания, когда-то принадлежавшие Англии. Само собой, это возмутило короля Франции. Никто не собирался уступать трон чужеземцу. Так началась Столетняя война, история которой обернулась для Франции настоящей трагедией.

К сожалению, Франция одерживала поражение за поражением, и если бы не Жанна д‘Арк, то неизвестно, чем бы все закончилось. Герб династии Валуа

Стоит сказать несколько слов о короле Карле V Мудром, который во время войны сумел навести порядок в стране, умудрился снизить налоги (это в то страшное военное время!), собрать и сохранить мощнейшую библиотеку по тем временам и вообще, нормализовать ситуацию в государстве. Кроме этого, он укрепил Париж, построив в нем Бастилию, а также ввел официальный герб Парижа. Славный Карл V Мудрый!

В династии Валуа много достойных правителей: это и Людовик XI, сумевший навести порядок и развить Францию после Столетней войны; это и Франциск I, значительно повысивший уровень культуры и науки в государстве.

Герб королей династии Валуа – все те же лилии, но не три, как при Капетингах, а множество лилий, усеявших синее поле.

Les Bourbons – Бурбоны – последние короли Франции

Династия Бурбонов также происходит от Капетингов и является родственниками династии Валуа. Первый представитель – король Генрих IV или Генрих Великий, деяния которого вошли в историю. Он прекратил религиозные распри между католиками и протестантами, значительно улучшил жизнь крестьян, провел множество нужных и полезных реформ в государстве. К сожалению, хороших правителей часто убивают, так и случилось с этим королем. Его убил католический фанатик Равальяк.

Среди Бурбонов выделяется Le Roi-Soleil – Людовик XIV, при котором Франция и французская монархия достигли своего апогея в развитии и в блистательном выделении на фоне других европейских держав.

Людовик XVI или Людовик Последний, поистине добрый король, который был настоящим отцом своему народу, закончил свои дни на гильотине, где он сложил голову за страну и народ.

Герб Бурбонов – те же золотые лилии, но уже на белом поле (белый – цвет французской монархии), только все гораздо величественнее, чем на предыдущих гербах королей.
Герб династии Бурбонов

Французской монархии уже давно нет, но золотая королевская лилия прошла через все перипетии истории и сохранилась на гербах многих городов и провинций.

Французы - одна из самых гордых и влюбленных в свои культуру и историю наций. В государственные символы, которыми они пользуются, вложен глубокий смысл. Как появился один из наиболее важных - герб страны, и как изменялось его изображение?

Отношение французов к геральдике

Удивительно, но современная Франция не имеет традиционного государственного герба. Щиты с его изображением не украшают стены посольств, как принято у всех прочих стран. А если спросить прохожего-француза о главном национальном символе, он, скорее всего, расскажет вам о Марианне - женщине, представляющей Францию еще со времен Великой французской революции. Ее изображение иногда служит на официальных документах. Но гербом Марианну, конечно же, не назовешь. Такая ситуация сложилась потому, что французы отказывались от геральдических знаков отличия после каждого уничтожения монархического правления. Почитающие и по сей день республиканские свободы граждане не желают использовать государственный герб, принадлежавший королям. Республиканской символикой служит своеобразное сочетание знаков всех французских территорий и провинций. Это изображение называется Большой герб Франции.

Первые французские гербы

Несмотря на отсутствие интереса к геральдике у современных граждан, в древние времена на территории государства существовали самые разные символы монархов, так что история герба Франции уходит вглубь веков. Первые изображения подвергались заметному воздействию христианской религии, уже начавшей господствовать в стране. Так, основатель государства Хлодвиг сменил белое знамя с тремя жабами на синее, считающееся символом святого покровителя Франции Мартина. Это произошло при принятии монархом христианства в 496 году. Почему именно синее? На этот вопрос может ответить легенда, которая гласит, что Мартин, епископ из Тура, однажды повстречал на дороге нищего и отдал ему половину своего плаща, который и был синим. Хоругвь такого оттенка, прикрепленная к кресту красным шнурком, стала символом франков.

Средневековый герб Франции

Франкская империя была провозглашена Карлом Великим в 800 году. Знаменем его было треххвостое полотнище красного цвета, на котором изображены шесть сине-красно-желтых роз. Государство распалось уже в 843-м, и королевство вернулось к прежней синей символике. К первой четверти XII века, во времена короля Людовика Шестого Толстого, на гербе появляются золотые геральдические лилии. Изображение официально начинает называться «знаменем Франции», а щит с цветами и лазоревым полем становится первым французским гербом. называют стилизованный рисунок желтого ириса, который символизирует Пресвятую Деву. История герба Франции отмечает, что подобные цветы являлись эмблемой династии Капетингов уже в X веке. К концу XIV ст. на синем фоне осталось только три лилии. Вероятнее всего, это связано с троичной сутью христианского божества. Во время значительная часть французских территорий была захвачена англичанами. Возникло движение патриотов, возглавленное Жанной д"Арк, знаменем которого стало белое полотнище, на одной стороне которой был изображен французский герб, а на другой - ангелы и Бог.

Белый цвет приобрел значение символа независимости государства. Описание герба Франции в послевоенный период напоминает изначальное изображение - французские короли снова вернулись к синему цвету и трем золотым лилиям.

Правление Бурбонов

Королевская династия Бурбонов вступила на престол в 1589-м. Государственный герб Франции, описание которого прежде включало синий щит и лилии, теперь пополнился красным наваррским щитом с цепью. Два щита помещались на одной мантии, увенчанные и короной, а по краям размещались гербы крупнейших провинций: Бретани, Бургундии, Гиени, Дофине, Иль-де-Франс, Лангедока, Лионне, Нормандии, Орлеана, Пикардии, Прованса, Шампани. Со временем Наварра тоже стала провинцией, и в центре остался только щит с лилиями, окруженный цепями орденов Святого Михаила и Святого духа. По бокам его поддерживали два ангела. История герба Франции в таком варианте прервалась в 1789, когда произошла Великая французская революция, и монархическая символика была отменена. На знаменах революционеров использовался ставший впоследствии традиционным триколор, а по углам полотнищ были расположены парусные кораблики и топор со связкой прутьев. Последнее изображение носит название «ликторский пучок» и

является первой эмблемой Французской республики.

Геральдика в XIX веке

История герба Франции в монархическом его проявлении возобновилась с 1804 года, когда императором провозгласили Наполеона. Символом стал изображенный на синем фоне держащий в лапах пучок молний. Вокруг была изображена цепь ордена Почетного легиона, а на фоне - пчелы и скрещенные скипетры, мантия и корона. В 1814 г. была восстановлена власть Бурбонов, а с ней и прежний герб, с которого исчезли ангелы. В 1830-м снова произошла революция, а потом к власти пришла династия Орлеанов. Государственным символом стал их фамильный герб. В 1832 году началась волна восстаний, которая привела к революции 1848 года, символом которой стал народный образ галльского петуха. Через какое-то время власть вернулась к Наполеону, а в 1871-м была объявлена Парижская коммуна. Герб Франции того периода представляет собой такое изображение: золотые буквы названия государства на синем овале в окруженном национальными флагами, орденом Почетного легиона, ликторским пучком, а

также ветвями дуба и оливы. Эмблема сохранилась до тридцатых годов следующего века.

Государственная символика в XX веке

Во время Второй мировой Франция была оккупирована фашистами. В южной части государства возникло правления Петена со столицей в Виши. Эмблемой послужил топор с двумя лезвиями и ручкой в виде маршальского жезла. Символом патриотов был щит в цветах французского флага, в середине которого размещен красный лотарингский крест. После освобождения страны официально было утверждено изображение, использовавшееся до войны, в которое внесли некоторые изменения. Так, добавилась надпись «Свобода. Братство. Равенство», а вокруг профиля Марианны разместили текст «Французская Республика. 1870». С этой датой связано падение монархии и окончательный переход к республиканскому правлению.