Наука создание научной карты мира. Презентация на тему "наука создание научной картины мира". Наука. создание научной картины мира

  • Дата: 29.06.2022

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Какие изменения произошли в развитии науки Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний; Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени; Сегодня вы узнаете: Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

3 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования. Работаем по плану: Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

4 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Работаем с таблицей Научная область Год открытия Фамилия учёного Содержание и значение открытия Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

5 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Причины быстрого развития наук Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться различные науки? Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

6 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Причины быстрого развития наук Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

7 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. « Повелитель молний» Майкл Фарадей Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

8 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. « Сенсации продолжаются» Джеймс Карл Максвелл Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

9 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний. Максвелл с цветовым волчком в руке « Сенсации продолжаются» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

10 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помешать их распространению « Сенсации продолжаются» Генрих Рудольф Герц Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

11 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. « Сенсации продолжаются» Экспериментальный аппарат Герца 1887 года. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

12 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества « Сенсации продолжаются» Хендрик Антон Лоренц Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

13 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * « Сенсации продолжаются» Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

14 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами. « Сенсации продолжаются» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

15 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. « Сенсации продолжаются» Рентгеновские снимки Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

16 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри « Сенсации продолжаются» Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

17 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Пьер и Мария Кюри В лаборатории « Сенсации продолжаются» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

18 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов» Чарлз Дарвин « Революция в естествознании» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

19 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию « Революция в медицине» Луи Пастер Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

20 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. « Революция в медицине» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

21 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. « Революция в медицине» Эдуард Дженнер Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

22 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача « Революция в медицине» Первые стетоскопы Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

23 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. « Революция в медицине» Генрих Герман Роберт Кох Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

24 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). « Революция в медицине» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

25 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * « Развитие образования» Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

26 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Подведём итог урока Соотнесите учёного и его изобретение 1 Майкл Фарадей А Невидимые Х - лучи 2 Джеймс Максвелл Б Электромагнитные волны 3 Генрих Герц В Открытие радиоактивности 4 Вильгельм Рентген Г Вакцина от бешенства 5 Пьер и Мария Кюри Д Открытие электромагнетизма 6 Чарлз Дарвин Е Возбудитель туберкулёза 7 Луи Пастер Ж « Происхождение видов» 8 Роберт Кох З Электромагнитная теория света Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

27 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Домашнее задание: § 4, вопросы, записи в тетради. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Беккерель, Антуан Анри, французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике и один из первооткрывателей радиоактивности. В 1896 г. Беккерель открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Склодовская-Кюри, Мария, учёный-экспериментатор, педагог,общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и по химии (1911), первый дважды нобелевский лауреат в истории. Открыла элементы радий и полоний.

31 слайд

Описание слайда:

Пьер Кюри́ - французский учёный-физик, один из первых исследователей радиоактивности, член Французской Академии наук, лауреат Нобелевской премии по физике за 1903 год. В возрасте 16 лет получил ученую степень бакалавра Парижского университета, а спустя еще два года стал лиценциатом физических наук. С 1878 работал вместе со старшим братом Жаком в минералогической лаборатории Сорбонны. Вдвоем они открыли пьезоэлектрический эффект. Томсон Джозеф Джон дал объяснение непрерывного спектра рентгеновского излучения, установил природу положительных ионов, предложил первую модель строения атома. В 1911 г. он разработал метод парабол для измерения отношения заряда частицы к её массе, который сыграл большую роль в исследовании изотопов. Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри. Фотография.

32 слайд

Описание слайда:

Планк Макс, немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1918) и других наград Резерфорд, Эрнест Известен как «отец» ядерной физики, создал планетарную модель атома. Лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года.

33 слайд

Описание слайда:

Нильс Хенрик Давид Бор - датский физик-теоретик и общественный деятель, один из создателей современной физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1922). Член Датского королевского общества (1917) и его президент с 1939. Был членом более чем 20 академий наук мира, в том числе иностранным почётным членом АН СССР (1929; членом-корреспондентом - с 1924). Бор создатель первой квантовой теории атома и активный участник разработки основ квантовой механики. Он также внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

34 слайд

Описание слайда:

В XIX веке медицина стала окончательно сложившийся наукой. Значительно улучшились такие показатели, как средняя продолжительность жизни и снижение заболеваемости. Французский госпиталь 19 века. Реконструкция. /

35 слайд

Описание слайда:

Научные успехи медицины: Анатомия к XIX веку по развитию уже практически соответствовала современному уровню, поэтому основной исследовательский интерес был направлен на изучение анатомии тканей. В то время было совершено множество открытий, позволяющих объяснить те или иные заболевания, происходящие в тканях. В физиологии активно изучалось строение отдельных структур головного мозга, нервной дуги, органов чувств, пищеварительной и дыхательной систем, работы сердца и других механизмов. Открыт процесс передачи нервного импульса и многое другое. Стал широко использоваться метод опытов на животных. Успехам биологии во многом поспособствовала теория эволюции Чарльза Дарвина. Предложена клеточная теория строения живых организмов. Зародилось понятие генетики, предложены ее основные законы. Не отставала и химия: в 1869 году Д.И. Менделеевым был открыт периодический закон химических элементов и создана их система (таблица). Большие успехи произошли в изучении инфекционных заболеваний. Развивалась фармакология. XIX век стал веком крупнейших открытий в области хирургии.

36 слайд

Описание слайда:

Луи́ Пасте́р - французский микробиолог и химик, член Французской академии (1881). Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Его работы в области строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии. Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого. Его имя широко известно в ненаучных кругах благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации. Луи Пастер (1822 – 1895 гг.)

37 слайд

Описание слайда:

Генрих Герман Роберт Кох - немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. Генрих Герман Роберт Кох (1843 - 1910 гг.)

38 слайд

Описание слайда:

Вильге́льм Ко́нрад Рентге́н (Рёнтген) - выдающийся немецкий физик, работавший в Вюрцбургском университете. С 1875 профессор в Хоэнхайме, 1876 профессор физики в Страсбурге, с 1879 в Гиссене, с 1885 в Вюрцбурге, с 1899 в Мюнхене. Первый в истории физики лауреат Нобелевской премии (1901). Вильгельм Кондрат Рентген (1845 – 1923 гг.)

39 слайд

Описание слайда:

Зи́гмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд) - австрийский психолог, психиатр и невролог. Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни. Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.)

40 слайд

Описание слайда:

Томас Хант Морган - американский биолог, один из основоположников генетики, председатель Шестого Международного конгресса по генетике в Итаке, Нью-Йорк (1932). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности». Томас Морган и его ученики (Г. Дж. Меллер, А. Г. Стертевант и др.) обосновали хромосомную теорию наследственности; установленные закономерности расположения генов в хромосомах способствовали выяснению цитологических механизмов законов Грегор Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора. Томас Хант Морган (1866 – 1945 гг.)

41 слайд

Описание слайда:

Чарлз Ро́берт Да́рвин - английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Роль силы, формировавшей понимание Дарвином изменяющихся природных условий в качестве движущей силы естественного отбора, сыграл искусственный отбор, достигший к тому времени значительного развития в английском сельском хозяйстве и сделавший привычным взгляд на одомашненных животных и одомашненные растения как на результат такого отбора. Чарлз Роберт Дарвин (1809 – 1882 гг.)

42 слайд

Описание слайда:

Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм). Подпись Ч. Дарвина

43 слайд

Описание слайда:

Джордж Стефенсон (9 июня 1781, Уилэм, - 12 августа 1848, Честерфилд, графство Дербишир) - английский изобретатель, инженер-механик. Всемирную известность приобрёл благодаря изобретённому им паровозу. Считается одним из «отцов» железных дорог. Выбранная им ширина колеи рельсового пути, равная 1435 мм (4 фута 8½ дюймов, так называемая «Стефенсоновская» или «нормальная колея»), стала самой распространённой в Западной Европе и до сих пор является стандартом на железных дорогах многих стран мира.

44 слайд

Описание слайда:

Роберт Фултон В школе юный Роберт не блистал успехами, предпочитая проводить свободное время в местных оружейных мастерских, занимаясь рисованием, черчением и изготовлением фейерверков. В возрасте 12 лет Роберт увлёкся паровыми двигателями, а уже в 14 лет - успешно испытал свою лодку, оснащённую колёсным движителем на ручном приводе.

НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Цель:

Определить тенденции развития научной мысли в Европе XΙX века;

Рассмотреть достижения науки XΙX века.

Словарь:

МИКРОБИОЛОГИЯ - наука, изучающая микроорганизмы, их систематику, морфологию, физиологию, биохимию, генетику, распространение и роль в круговороте веществ в природе, микроорганизмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Создатель микробиологии - Л. Пастер.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Нескольким учащимся раздаются карточки-задания по пройденным темам;

Двум-трем ученикам раздаются варианты теста по пройденной теме.

Остальные ученики работают по форме фронтального опроса.

Объяснение материала можно провести в виде самостоятельной работы класса с учебником. По ходу такой работы ребята составляют в тетради таблицу. В конце урока все вместе делаем вывод по уроку

Научная область

Год открытия

Фамилия ученого

Майкл Фарадей

Явление электромагнитной индукции – создание электродвигателя

Джеймс Майкл Максвелл

Электромагнитная теория света – передача электричества в пространстве

Генрих Герц

Подтвердил существование электромагнитных волн и установил что скорость их распространения = 300тыс.км./с.

А.С. Попов

Беспроволочный телеграф

Хенрик Лоренц

Продолжил разрабатывать теорию электромагнетизма

Джон Стоней

Ввел термин «электрон» для обозначения атома.

Вильгельм Конрад Рентген

Открытие невидимых Х-лучей – создание рентгеновского аппарата – нобелевская премия

Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри

Создали учение о сложном строении атома – нобелевская премия.

Биология

Чарльз Дарвин

Обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Луи Пастер

Открытие новой науки – микробиологии, создана прививка от бешенства. Заложил основы учения об иммунитете.

Открыл вакцину от оспы

Рене Лаэннек

Сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп

Роберт Кох

Открыл возбудителя туберкулеза – бациллу Коха

Илья Ильич Мечников

Основоположник эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии.

Открытия, сведенные в таблицу, имели огромное значение для развития индустриального общества.

Домашнее задание

Век Просвещения подготовил бум научных открытий, произошедший в XIX веке. В основе научного мировоззрения эпохи Просвещения лежала идея рационализма — преобладания разума в мыслях и поступках людей. Теология и объяснение явлений божественным промыслом постепенно уступает место наукам о природе и человеке.

Научная революция началась в Европе ещё раньше, в XVII веке, началом торжества разума и эксперимента, поиском причин и закономерностей. Фундаментом для будущего развития науки стали астрономические открытия Галилео Галилея, публикация Исааком Ньютоном в 1687 году основных понятий и аксиом классической механики и открытие .

Родоначальниками науки Нового времени считаются Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, заложившие методы экспериментального изучения природы.

XVIII век принёс новые открытия в математике, физике, химии. Были открыты явление фотосинтеза, закон , ультразвук, . Развивалась и медицина: Эдвард Дженнер разработал первую в мире вакцину - от оспы.

События и участники

Физика и химия

1831 г. - английский физик и химик Майкл Фарадей открыл явление . Благодаря этому открытию стало возможным создание .

1865 г. - английский физик Джеймс Кларк Максвелл разработал , в соответствии с которой свет является электромагнитной волной.

1869 г. - русский химик Д.И. Менделеев открыл химических элементов.

1888 г. - немецкий инженер Генрих Герц доказал существование , теоретически описанных Максвеллом.

1895 г. - немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл названные впоследствии его именем лучи, позволяющие просветить и зафиксировать внутреннее строение предметов, а также человеческое тело. Вильгельм Рентген - первый обладатель Нобелевской премии по физике.

1896 г. - французский физик Антуан Беккерель открыл явление , которое объяснило механизм действия рентгеновских лучей.

1898 г. - французские учёные Пьер и Мария Кюри открыли радиоактивный металл радий. Открытия Беккереля, Кюри, а также Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора стали прологом восторжествовавшей в XX веке физики атомного ядра.

Биология и медицина

1859 г. - английский учёный-натуралист Чарльз Дарвин опубликовал работу , ставшую революционной в естествознании. Дарвин научно обосновал и изложил теорию естественного отбора. Учёный пришёл к выводу, что живая природа и человек не сотворены Богом, а сформировались в результате длительного процесса эволюции. Также Дарвин доказал, что у человека и обезьяны общие предки.

1864 г. - французский биолог и химик Луи Пастер открыл , являющиеся возбудителями инфекционных заболеваний. Это открытие стало началом новой науки - микробиологии. Благодаря открытиям Пастера были разработаны технологии стерилизации и пастеризации, позволяющие дольше сохранять от порчи продукты питания.

1882 г. - немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, «бациллу Коха», и разработал профилактические меры против эпидемий.

Общественные науки

1848 г. - немецкий экономист и философ Карл Маркс опубликовал «Манифест коммунистической партии», в котором провозгласил скорую гибель капитализма. В своих работах Маркс разработал теорию классовой борьбы и теорию смены общественно-экономических формаций; показал, что строй жизни людей определяется способом организации материального производства.

Заключение

XIX век стал веком торжества науки и техники. Научные исследования послужили ускорителями индустриальной революции, практическое применение науки стало приносить коммерческую выгоду. Также были сделаны фундаментальные открытия, послужившие фундаментом научно-технических прорывов XX века, таких как и освоение космоса.

Параллели

Учение Дарвина о происхождении видов и естественном отборе по силе воздействия на умы современников можно сравнить с открытием великого учёного XVI века Николая Коперника гелиоцентрической системы мира. В то время как Коперник показал, что Земля - вовсе не центр мироздания, а сама вращается вокруг Солнца, Дарвин обосновал не божественное, а земное происхождение человека, да ещё и упомянул общего предка человека и обезьяны. Оба этих открытия нанесли серьёзный удар по самолюбию человека, нарушили идею главенствующего положения человека в системе мироздания. Оба открытия - и Дарвина, и Коперника - долго не признавались церковью как противоречащие Священному Писанию.

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 2

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 2 Какие изменения произошли в развитии науки Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний; Сегодня вы узнаете:

Слайд 3

Работаем по плану:

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 3 « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования.

Слайд 4

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 4 Работаем с таблицей

Слайд 5

Причины быстрого развития наук

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 5 различные науки? Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39.

Слайд 6

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 6 Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени

Слайд 7

« Повелитель молний»

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 7 Майкл Фарадей

Слайд 8

« Сенсации продолжаются»

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 8 Джеймс Карл Максвелл

Слайд 9

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 9 Максвелл с цветовым волчком в руке

Слайд 10

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 10 Генрих Рудольф Герц

Слайд 11

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 11 Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.

Слайд 12

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 12 Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества Хендрик Антон Лоренц

Слайд 13

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 13 Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня

Слайд 14

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 14 В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.

Слайд 15

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 15 Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. Рентгеновские снимки

Слайд 16

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 16 Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности

Слайд 17

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 17 В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Пьер и Мария Кюри В лаборатории

Слайд 18

« Революция в естествознании»

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 18 Чарлз Дарвин

Слайд 19

« Революция в медицине»

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 19 Луи Пастер

Слайд 20

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 20 Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой.

Слайд 21

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 21 Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. Эдуард Дженнер

Слайд 22

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 22 Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача Первые стетоскопы

Слайд 23

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 23 Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. Генрих Герман Роберт Кох

Слайд 24

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 24 Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

Слайд 25

« Развитие образования»

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 25 Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?»

Слайд 26

Подведём итог урока

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 26 Соотнесите учёного и его изобретение

Слайд 27

Домашнее задание:

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 27

Слайд 28

28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 28 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%F0%E0%E4%E5%E9,_%CC%E0%E9%EA%EB http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%9A%D0%BE%D1%85 * http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E5%F2%EE%F1%EA%EE%EF *http://nova.rambler.ru/search?query=%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8+%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C Антоненкова Анжелика Викторовна Тверской области

Посмотреть все слайды

Конспект

�PAGE � �PAGE �12�

Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Тверской области

Цели: - (сл.2)

Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени;

Оборудование

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

1) тестирование

А) появление паровозов;

А) Париже

Б) Лондоне

В) Берлине

А)Эдисона

Б) С. Родса

В) К. Бенца

А) электромобилей

Б) фонарных столбов

А) Л. Даггер

Б) Зингер

В) р. Хилл

А) Л. Даггер

Б) Л. Шоулс

В) Зингер

А) фонари

Б) керосиновые лампы

В) светильники

А) модерн

Б) классицизм

Критерии оценки:

Менее 5 – «2»

От 5 до 7 – «3»

От 8 до 10 – «4»

Ключ к ответам:

(сл. 3) План урока:

Причины быстрого развития наук.

« Повелитель молний».

Сенсации продолжаются.

Революция в естествознании.

Новая наука – микробиология.

Успехи медицины.

Развитие образования.

1) работа по учебнику:

(сл. 5) Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться

различные науки?

(сл. 6)

(сл. 7) В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.

(сл. 8) В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.

Джеймс Клерк Ма́ксвелл

(сл. 9) Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний.

(сл. 10) В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению

Ге́нрих Ру́дольф Герц - немецкий физик.

(сл. 11)

- (сл. 12)

Хендрик Антон Лоренц

(сл.13) Т.о.,

Открытие лучей

(сл. 16)

(сл. 17

(сл. 18) Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»

Чарльз Ро́берт Да́рвин

(сл. 19) В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию

Луи́ Пасте́р пастеризации .

(сл. 20)

Интересные факты

(сл. 21)

(сл. 23)

(сл. 24) Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).

(сл. 25)

5. Подведение итога урока:

(сл. 26) Задание на карточках

6. Домашнее задание (сл. 27)

Параграф 5, вопросы, записи в тетради.

�PAGE � �PAGE �12�

Урок по Новой истории в 8 классе по теме: « Наука: создание научной картины мира»

Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Тверской области

Цели: - (сл.2)

Выяснить, какие изменения произошли в развитии науки; какие причины способствовали развитию науки и научных знаний;

Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени;

Развивать умение находить нужную информацию из различных источников, умение составлять табличные записи.

Оборудование : презентация, компьютер, карточки для опроса.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

1) тестирование

1. Развитию железнодорожного транспорта в городах способствовало:

А) появление паровозов;

Б) превращение городов в промышленные центры

В) огромное желание облегчить жизнь горожанам

2. Первый общественный транспорт – омнибус появился впервые в:

А) Париже

Б) Лондоне

В) Берлине

3. Появление трамваев с электрической тягой связано с именем:

А)Эдисона

Б) С. Родса

В) К. Бенца

4. В каком году в Лондоне был открыт первый метрополитен?

5. Неотъемлемой частью уличного пейзажа конца XIX – начала XX века стало (а) появление

А) электромобилей

Б) фонарных столбов

В) мальчишек, продающих газеты

6. Машину, предназначенную для шитья одежды изобрёл:

А) Л. Даггер

Б) Зингер

В) р. Хилл

7. Основателем первого способа фотографирования является:

А) Л. Даггер

Б) Л. Шоулс

В) Зингер

8. НА смену свечам и масляным лампам в 50-е годы пришли:

А) фонари

Б) керосиновые лампы

В) светильники

9. В каком году Л. Шоулс получил патент на изобретение пишущей машинки?

10. В наполеоновскую эпоху господствовал стиль:

А) модерн

Б) классицизм

11. Отличительной особенностью начала 20 века в одежде было то, что:

А) юбки у женщин сужаются, а мужчины носят костюмы – тройки;

Б) расширяются юбки у женщин, мужчины носят фраки

В) женщины носят декольте, а мужчины смокинги и фраки

Критерии оценки:

Менее 5 – «2»

От 5 до 7 – «3»

От 8 до 10 – «4»

Ключ к ответам:

1-б, 2- а, 3-а,4-в,5-в,6-б, 7-а, 8-б, 9-а,10 –в,11 –а

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 3) План урока:

Причины быстрого развития наук.

« Повелитель молний».

Сенсации продолжаются.

Революция в естествознании.

Новая наука – микробиология.

Успехи медицины.

Развитие образования.

(сл. 4) - начертить таблицу, которую нужно заполнить в течение урока.

4. Изучение нового материала:

1) работа по учебнику:

(сл. 5) Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться

различные науки?

Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39.

(сл. 6)

Причины развития науки в Новое время:

1. Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве

2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени.

(сл. 7) В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.

Давайте узнаем о нём побольше.

Майкл родился 22 сентября 1791 года в Ньюнгтон -Баттсе (ныне Большой Лондон). Его отец был небогатым кузнецом из лондонского предместья. Кузнецом был и старший брат Роберт, всячески поощрявший тягу Майкла к знаниям и на первых порах поддерживавший его материально. Мать Фарадея, трудолюбивая и необразованная женщина, дожила до времени, когда её сын добился успехов и признания, и по праву гордилась им. Скромные доходы семьи не позволили Майклу окончить даже среднюю школу, с тринадцати лет он начал работать как поставщик книг и газет, а затем в возрасте 14 лет пошёл работать в книжную лавку, где обучался и переплётному ремеслу. Семь лет работы в мастерской на улице Блэндфорд стали для юноши и годами напряженного самообразования. Всё это время Фарадей упорно занимался - он с упоением читал все переплетаемые им научные труды по физике и химии, а также статьи из «Британской энциклопедии», повторял в устроенной им домашней лаборатории эксперименты, описанные в книгах, на самодельных электростатических приборах. Важным этапом в жизни Фарадея стали занятия в Городском философском обществе, где Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии и участвовал в диспутах. Деньги (по шиллингу на оплату каждой лекции) он получал от брата. На лекциях у Фарадея появились новые знакомые, которым он писал много писем, чтобы выработать ясный и лаконичный стиль изложения; он также старался овладеть приёмами ораторского искусства.

Постепенно его экспериментальные исследования всё более переключались в область физики. После открытия в 1820 Х.Эрстедом магнитного действия электрического тока Фарадея увлекла проблема связи между электричеством и магнетизмом В 1822 в его лабораторном дневнике появилась запись: «Превратить магнетизм в электричество». Рассуждения Фарадея были следующими: если в опыте Эрстеда электрический ток обладает магнитной силой, а, по убеждению Фарадея, все силы взаимопревращаемы, то и магниты должны возбуждать электрический ток. В том же году им была предпринята попытка найти поляризующее действие тока на свет. Пропуская поляризованный свет через воду, находящуюся между полюсами магнита, он пытался обнаружить деполяризацию света, однако опыт дал отрицательный результат.

В 1823 году Фарадей становится членом Лондонского королевского общества и назначается директором физической и химической лабораторий Королевского института, где и проводит свои эксперименты.

(сл. 8) В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.

Джеймс Клерк Ма́ксвелл ) - британский физик и математик. Шотландец по происхождению. Член Лондонского королевского общества (1861). Максвелл заложил основы современной классической электродинамики (уравнения Максвелла), ввёл в физику понятия тока смещения иэлектромагнитного поля, получил ряд следствий из своей теории (предсказание электромагнитных волн, электромагнитная природа света, давление света и другие). Один из основателей кинетической теории газов (установил распределение молекул газа по скоростям). Одним из первых ввёл в физику статистические представления, показал статистическую природу второго начала термодинамики(«демон Максвелла»), получил ряд важных результатов в молекулярной физике и термодинамике(термодинамические соотношения Максвелла, правило Максвелла для фазового перехода жидкость - газ и другие). Пионер количественной теории цветов; автор принципа цветной фотографии. Среди других работ Максвелла - исследования по устойчивости колец Сатурна, теории упругости и механике (фотоупругость, теорема Максвелла), оптике, математике. Он подготовил к публикации рукописи работ Генри Кавендиша, много внимания уделял популяризации науки, сконструировал ряд научных приборов.

(сл. 9) Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний.

(сл. 10) В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению

Ге́нрих Ру́дольф Герц - немецкий физик.

Окончил Берлинский университет, С 1885 по 1889 гг. был профессором физики Университета в Карлсруэ. С 1889 года - профессор физики университета в Бонне.

Основное достижение - экспериментальное подтверждение электромагнитной теории света Джеймса Максвелла. Герц доказал существование электромагнитных волн. Он подробно исследовал отражение, интерференцию, дифракцию и поляризацию электромагнитных волн, доказал, что скорость их распространения совпадает со скоростью распространения света, и что свет представляет собой не что иное, как разновидность электромагнитных волн. Он построил электродинамику движущихся тел, исходя из гипотезы о том, что эфир увлекается движущимися телами. Однако его теория электродинамики не подтвердилась опытами и позднее уступила место электронной теории Хендрика Лоренца. Результаты, полученные Герцем, легли в основу развития радио.

В 1886-87 гг. Герц впервые наблюдал и дал описание внешнего фотоэффекта. Герц разрабатывал теорию резонансного контура, изучал свойства катодных лучей, исследовал влияние ультрафиолетовых лучей на электрический разряд. В ряде работ по механике дал теорию удара упругих шаров, рассчитал время соударения и т. д. В книге «Принципы механики» (1894) дал вывод общих теорем механики и её математического аппарата, исходя из единого принципа (принцип Герца).

Именем Герца с 1933 года называется единица измерения частоты Герц, которая входит в международную метрическую систему единиц СИ.

(сл. 11) Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. Именно наоснове этих открытий создали беспроволочный телеграф Маркони и Попов. В 1897 году А.С. Попов передал первую телеграмму, состоящую из двух слов: « Генрих Герц»

- (сл. 12) Тем не менее открытия продолжались. Ещё в 1878 году голландский физик Хендрик Антон Лоренц попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества

Хендрик Антон Лоренц

Лоренц изучал физику и математику в Лейденском университете. Большое влияние на него, как на будущего физика, оказал преподаватель астрономии профессор Фредерик Кайзер. В университете Лейдена с 1878 года он затем работал профессором математической физики. В 1880 вместе со своим практически однофамильцем Людвигом Лоренцем вывел формулу Лоренц - Лоренца. Он развил электромагнитную теорию света и электронную теорию материи, а также сформулировал самосогласованную теорию электричества, магнетизма и света. С именем этого учёного связана известная из школьного курса физики сила Лоренца (понятие о которой он развил в 1895 году) - сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. В электродинамике широко применяется метод вычисления локального поля, впервые предложенный Лоренцем, и известный под названием «Сфера Лоренца».

Развил теорию о преобразованиях состояния движущегося тела,описывающее уменьшение длины объекта при поступательном движении. Полученные в рамках этой теории преобразования Лоренца являются важнейшим вкладом в развитие теории относительности.

За объяснение феномена, известного как эффект Зеемана, был удостоен в 1902 году совместно с другим нидерландским физиком Питером Зееманом Нобелевской премии по физике

(сл.13) Т.о., Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня

(сл. 14) В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.

Открытие лучей

Несмотря на то, что Вильгельм Рентген был трудолюбивым человеком и будучи руководителем физического института Вюрцбургского университета, имел обыкновение допоздна засиживаться в лаборатории, главное открытие в своей жизни - икс-излучение - он совершил, когда ему было уже 50 лет. 8 ноября 1895 года, Эксперименты Рентгена показали, основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название - рентгеновское. Как оказалось, икс-излучение способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется. Рентгеновское излучение ионизирует окружающий воздух и засвечивает фото-пластины. ((сл. 15) Также Рентгеном были сделаны первые снимки с помощью рентгеновского излучения.

Открытие немецкого учёного очень сильно повлияло на развитие науки. Эксперименты и исследования с использованием рентгеновских лучей помогли получить новые сведения о строении вещества, которые вместе с другими открытиями того времени заставили пересмотреть целый ряд положений классической физики. Через короткий промежуток времени рентгеновские трубки нашли применение в медицине и различных областях техники.

К Рентгену не раз обращались представители промышленных фирм с предложениями о выгодной покупке прав на использование изобретения. Но Вильгельм отказался запатентовать открытие, так как не считал свои исследования источником дохода.

К 1919 году рентгеновские трубки получили широкое распространение и применялись во многих странах. Благодаря им появились новые направления науки и техники - рентгенология, рентгенодиагностика, рентгенометрия, рентгеноструктурный анализ и др.

(сл. 16) - Целая группа учёных – Анри Беккерель, Пьери Мария Склодовская – Кюри, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор – изучала радиоактивности и создали учение о сложном строении атома.

(сл. 17 ) В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».

(сл. 18) Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»

Чарльз Ро́берт Да́рвин - английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).

(стр. 42 – 43 – учебник высказывание Дарвина)

(сл. 19) В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию

Луи́ Пасте́р - французский микробиолог и химик, член Французской академии (1881). Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезнейчеловека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Его работы в области строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии. Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого (см. Зарождение жизни на Земле). Его имя широко известно в ненаучных кругах благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации .

Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. К 1861 году Пастер показал, что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных.

Луи Пастер доказал, что брожение есть процесс, тесно связанный с жизнедеятельностью дрожжевых грибков, которые питаются и размножаются за счет бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс. Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей чистый сахар, различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался, увеличиваясь в весе; аммиачная соль тратилась. Пастер показал, что и для молочного брожения также необходимо присутствие особого «организованного фермента» (как в то время называли живые клетки микробов), который размножается в бродящей жидкости, также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в новых порциях жидкости.

В это же время Луи Пастер сделал ещё одно важное открытие. Он нашёл, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для некоторых из них кислород не только не нужен, но и ядовит. Такие организмы называются строгими анаэробами. Их представители - микробы, вызывающие маслянокислое брожение. В то же время организмы, способные как к брожению, так и к дыханию, в присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас показано, что из одного и того же количества органического субстрата аэробные организмы способны извлечь почти в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

(сл. 20)

Изучение инфекционных заболеваний

В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при температуре 50-60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризации, нашел широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

В 1865 году Пастер был приглашен своим бывшим учителем на юг Франции чтобы найти причину болезни шелковичных червей. После публикации в 1876 году работы Роберта Коха «Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, родильной горячки, холеры,бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы (1881), бешенства (совместно с Эмилем Ру 1885), привлекая специалистов других медицинских специальностей (например, хирурга О. Ланнелонга).

Первая прививка против бешенства была сделана 6 июля 1885 года 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у мальчика не появились.

Интересные факты

Пастер всю жизнь занимался биоло​гией и лечил людей, не получив ни медицинско​го, ни биологического образования.

Также Пастер в детстве занимался живописью. Когда Ж.- Л. Жером увидел спустя годы его работы, он сказал, как хорошо, что Луи выбрал науку, так как он был бы нам большой конкурент.

В 1868 году (в возрасте 46 лет) у Пастера произошло кровоизлияние в мозг. Он остался инвалидом: левая рука бездействовала, левая нога волочилась по земле. Он едва не погиб, но, в конце концов, поправился. Более того, он совершил после этого самые значительные открытия: создал вакцину против сибирской язвы и прививки против бешенства. Когда учёный умер, оказалось, что огромная часть мозга была у него разрушена. Скончался Пастер от уремии.

По словам И. И. Мечникова, Пастер был страстный патриот и ненавистник немцев. Когда ему приносили с почты немецкую книгу или брошюру, он брал её двумя пальцами и отбрасывал с чувством великого отвращения.

Позднее его именем был назван род бактерий - пастеры, вызывающих септические заболевания, к открытию которых он, по-видимому, не имел отношения.

Пастер был награждён орденами почти всех стран мира. Всего у него было около 200 наград.

(сл. 21) В конце 18 века английский врач заметил, что доярки не болеют оспой, которая в то время уносили жизни тысяч людей. Дженнер совершенно правильно объяснил это тем, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и это создаёт у них иммунитет Поэтому он разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы.

(сл. 22) Вначале 19 века Жан Корвизар « прослушивал» своих пациентов при помощи специальной палочки и по звуку определял состояние лёгких и сердца. Рене Лаэнне, ученик Жана Корвизара, установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача

(сл. 23) Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.

Позже Кох предпринимает попытки найти возбудителя туберкулёза, болезни в то время широко распространённой и являющейся основной причиной смертности. Близость клиники Шарите, заполненной туберкулёзными больными, облегчает ему задачу - он ежедневно, рано утром приходит в больницу, где получает материал для исследований: небольшое количество мокроты или несколько капель крови больных чахоткой.

Однако, несмотря на обилие материала, ему всё же никак не удаётся обнаружить возбудителя болезни. Вскоре Кох понимает, что достичь цели можно только с помощью красителей. К сожалению, обычные красители оказываются слишком слабыми, но спустя несколько месяцев безуспешной работы ему всё же удается найти необходимые вещества.

Институт микробиологии на Доротеештрассе в Берлине - здесь Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза

Растёртую туберкулёзную ткань 271-ого препарата Кох окрашивает в метиловой синьке, а затем в едкой красно-коричневой краске, используемой в отделке кожи, и обнаруживает крохотные, слегка изогнутые, ярко-сине окрашенные палочки - палочки Коха.

24 марта 1882 года, когда объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулёз, Кох достиг величайшего за всю свою жизнь триумфа. В то время это заболевание было одной из главных причин смертности. В своих публикациях Кох выработал принципы «получения доказательств, что тот или иной микроорганизм вызывает определённые заболевания». Эти принципы до сих пор лежат в основе медицинской микробиологии.

Изучение Кохом туберкулёза было прервано, когда он по заданию германского правительства в составе научной экспедиции уехал в Египет и Индию с целью попытаться определить причину заболевания холерой. Работая в Индии, Кох объявил, что он выделил микроб, вызывающий это заболевание - холерный вибрион.

(сл. 24) Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).

Один из основоположников эволюционной эмбриологии, фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления.

Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). Он создал оригинальное учение о защите организмов от микробов.

(сл. 25) Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?»

5. Подведение итога урока:

(сл. 26) Задание на карточках

Соотнесите учёного и его изобретение

6. Домашнее задание (сл. 27)

Параграф 5, вопросы, записи в тетради.

Скачать конспект

бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть

господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс.

Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей

чистый сахар, различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и

аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался,

увеличиваясь в весе; аммиачная соль тратилась. Пастер показал, что и длямолочного

брожениятакже необходимо присутствие особого «организованного фермента» (как в то

время называли живые клетки микробов), который размножается в бродящей жидкости,

также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в

новых порциях жидкости.

В это же время Луи Пастер сделал ещё одно важное открытие. Он нашёл, что

существуют организмы, которые могут жить безкислорода . Для некоторых из них

кислород не только не нужен, но и ядовит. Такие организмы называются

строгимианаэробами. Их представители-микробы, вызывающиемаслянокислое

брожение. В то же время организмы, способные как к брожению, так и к дыханию, в

присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества

из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас показано,

что из одного и того же количества органического субстрата аэробные организмы

способны извлечь почти в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

Изучение инфекционных заболеваний

В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в

разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований

явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются

различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для

уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при

температуре 50-60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризации, нашел

широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

В 1865году Пастер был приглашен своим бывшим учителем на югФранции чтобы найти

причину болезни шелковичных червей. После публикации в1876году работы Роберта

Коха«Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии,

окончательно установив специфичность возбудителейсибирской язвы, родильной

горячки, холеры,бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об

искусственном иммунитете, предложилметод предохранительных прививок, в частности

от сибирской язвы (1881 ), бешенства (совместно сЭмилем Ру 1885 ), привлекая

специалистов других медицинских специальностей (например, хирургаО. Ланнелонга ).

Первая прививка против бешенства была сделана6 июля 1885года 9-летнему Йозефу

Майстерупо просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у

мальчика не появились.

Интересные факты

Пастер всю жизнь занимался биологией и лечил людей, не получив ни медицинского, ни

биологического образования.

Также Пастер в детстве занимался живописью. КогдаЖ.- Л. Жером увидел спустя годы