Требования к оформлению программ дополнительного образования. Методика написания и требования к программам дополнительного образования Образовательные программы дополнительного образования реализовываться

  • Дата: 14.03.2023

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

Соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

5. Методическое обеспечение.

6. Список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.

1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

Наименование образовательного учреждения;

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

Название дополнительной образовательной программы;

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

Срок реализации дополнительной образовательной программы;

Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

Год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

Направленность дополнительной образовательной программы;

Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Формы и режим занятий;

Ожидаемые результаты и способы их проверки;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

Перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

Краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

Форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

6. Список использованной литературы.

Тема «Требования к разработке и содержанию дополнительных общеобразовательных программ в контексте требований государственной образовательной политике».

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование детей является актуальным направлением развития образовательной организации, частью основной образовательной программы образовательной организации.

Цель дополнительного образования – обеспечение права личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности.

В образовательных организациях реализуются дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы.

Содержание дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной организацией и утвержденной руководителем организации.

Структура, объем дополнительной общеобразовательной программы, условия ее реализации должны соответствовать требованиям, установленным письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (приложение 1 к инструктивно-методическому письму) .

Сроки утверждения дополнительных общеобразовательных программ определены стандартами качества муниципальных услуг.

Ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам, занятость учащихся, воспитанников в дополнительном образовании несут руководитель и администрация образовательной организации, педагогические работники, осуществляющие деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам.

Администрация образовательного учреждения :

    организует разработку, утверждение дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, осуществляет их рецензирование на актуальность, соответствие выбранных форм и технологий возрастным особенностям обучающихся;

    контролирует выполнение дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в полном объеме;

    контролирует проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся по дополнительным общеобразовательным программам;

    контролирует занятость учащихся в дополнительном образовании , а также занятость учащихся в дополнительном образовании, состоящих на учете в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с целью организации досуга и занятости несовершеннолетних, формирования их законопослушного поведения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели :

    разрабатывают и реализуют дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы;

    несут ответственность за реализацию в полном объеме дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

Классные руководители образовательных организаций и воспитатели дошкольных групп:

    ведут разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) учащихся о целях, задачах, значении дополнительного образования в развитии ребенка, информируют родительскую общественность об инфраструктуре муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

    осуществляют деятельность по привлечению учащихся в группы дополнительного образования ;

    осуществляют анализ занятости учащихся в системе дополнительного образования;

    заполняют индивидуальные карты учета занятости учащихся в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в соответствии с приказами о комплектовании групп учащихся в образовательной организации, а также на основании информации о занятости учащихся, полученной в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия по учету занятости учащихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования.

Согласно примерным требованиям к структуре дополнительной общеобразовательной программы дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

  • титульный лист,

    пояснительную записку,

    учебно-тематический план,

    содержание изучаемого курса,

    календарно-тематическое планирование,

    методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы,

    список литературы.

А теперь более подробно рассмотрим оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

    наименование образовательной организации;

    где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;

    название дополнительной общеобразовательной программы;

    возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;

    количество часов в год;

    срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;

    название города, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;

    год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:

    направленность дополнительной общеобразовательной программы;

    новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;

    отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ;

    возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;

    сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    формы и режим занятий;

    ожидаемые результаты освоения программы;

    формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации (тесты, анкетирование, выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы содержит:

    перечень разделов, тем;

    количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной общеобразовательной программы возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Календарно-тематическое планирование содержит информацию о:

    наименовании раздела дополнительной общеобразовательной программы;

    теме занятия, проводимого в рамках того или иного раздела;

    количестве часов, необходимых для освоении темы;

    планируемой дате проведения занятия;

    фактической дате проведения занятия.

6. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы содержит:

    описание специфических подходов и форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу;

    описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

    обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, планирование бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

    дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

7. Список использованной литературы.

Данный раздел включает в себя:

Список литературы, используемой педагогом для подготовки занятий;

Список научной литературы, расширяющей кругозор педагога по:

а) общей педагогике;

б) методике данного вида деятельности и воспитания;

в) дидактике;

г) общей и возрастной психологии;

д) теории и истории выбранного вида деятельности;

ж) перечень аудио- и видеозаписей и др.;

Отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка).

Список литературы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа.

Я подготовила для вас папку «Участникам семинара», в которую входит мое выступление, презентация, а также нормативно правовые документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях. Их очень много и на одном двух слайдах не помещаются, поэтому я отдельным файлом их для вас подготовила.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость программ. ( Актуальность разработки данных методических рекомендаций обусловлена одним из оснований при проектировании и реализации дополнительных общеобразовательных программ, на которое указывается в Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, а также Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в частности, статьёй 75 «Дополнительное образование детей и взрослых») и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Основания разноуровневости при проектировании программ дополнительного образования реализуют право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности исходя из диагностики и комплекса стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. Стартовый уровень программы - для детей 5-10 лет. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. Базовый уровень программы - для детей 10-15 лет. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины, в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. Продвинутый уровень программы - для детей 12-18 лет. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной оснащённости участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Дифференцированный по соответствующим уровням учебный материал может предлагаться в разных формах и типах источников для участников образовательной программы. Предлагается предусматривать при разработке и реализации образовательной программы размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»); в печатном виде (Учебники, рабочие тетради, методические пособия и т.д.); в машиночитаемом виде, в формате, доступном для чтения на электронных устройствах (на персональных компьютерах, планшетах, смартфонах и т.д. в форматах * pdf , * doc , * docx и проч.); в наглядном виде, посредством макетов, прототипов и реальных предметов и средств деятельности.

Каждый из трёх уровней должен предполагать универсальную доступность детям, с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.

С 1 сентября 2016 года в нашей гимназии открыт центр дополнительного образования по работе с одаренными детьми.

Ключевой идеей создания Центра дополнительного образования для одарённых детей является «обогащённое обучение», то есть программы ДО разрабатываются с учетом перспективы преемственности, когда выстраивается образовательная цепочка от урока к внеурочной деятельности и в дополнительное образование, от дошкольника к ученику прогимназии, а затем к старшекласснику. Например, в дошкольном отделении реализуется программа стартового уровня «Робототехника для малышей», в прогимназии - программа базового уровня «Моделируем мир», в гимназии программа продвинутого уровня «Моделируем мир: робототехника». Студия художественного творчества прогимназии имеет свое продолжение в программах продвинутого уровня «Техно-графика» и «Техно-парк». Радиолинейка в прогимназии имеет свое продолжение в гимназии, это программа продвинутого уровня «Проектирование событий: телестудия».

2. Средства индивидуальной диагностики

При разработке программы необходимо опираться на шесть типов определяемых уровней, которые могут отражать индивидуальные особенности ученика, а именно:

1. Уровень психофизического развития;

2. Уровень мотивированности;

3. Уровень интеллектуального развития;

4. Уровень информированности и эрудиции в отношениях общих знаний и содержания разрабатываемой программы в частности;

5. Уровень становления тех или иных компетенций (определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы);

6. Уровень сформированности той или иной грамотности (информационной, функциональной, языковой и т.д. Определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы).

Тот или иной из представленных уровней может подвергаться диагностической оценке, которая осуществляется через следующие формы и методы:

1. Тестирование и анкетирование;

2. Глубинное интервью;

3. Комплексы психологической диагностики;

4. Логические и проблемные задания;

5. Деловые, имитационно-моделирующие, ролевые, организационно-деятельностные игры;

6. Портфолио ученика;

7. Эссе;

8. Кейс-метод;

9. Творческие задания и т.д.

Диагностические процедуры обязательно должны иметь непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Определение перечисленных в данном разделе уровней должно иметь корреляции с теми или иными уровнями содержания и материала (см. раздел 1).

Особое значение могут иметь формы, требующие от участника описания собственной индивидуальной образовательной программы, формулирования учебных и образовательных целей, определения механизмов их достижения и т.д. такие формы позволяют оценить уровень претензии ученика на освоение того или иного уровня и определить степень их соответствия с реальным уровнем развития через прохождения тех или иных оценочных процедур (см. раздел 3).

При разработке регламентов и содержания диагностических процедур, желательно использовать несколько методов и форм в рамках одного диагностического среза с целью достижения более объективных результатов. Важно иметь возможность диагностировать участника через проявления им разных типов действия – натурально-активные и эмоционально-чувственные проявления (через игры и живую беседу), интеллектуально-мыслительные (через постановку задач и письменные работы), авторско-креативные (через творческие задания). Для достижения наиболее прозрачных и объективных результатов желательно привлечение специалистов, имеющих психологическую квалификацию.

Все в нашем мире модернизируется, совершенствуется и образование не остается в стороне, сегодня мы уже говорим о «новой модели системы дополнительного образования детей»: развитии открытого дополнительного образования – интенсивные модульные программы дополнительного образования, как новая ступень к самовыражению и самосовершенствованию (стратегическая инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке).

Сегодня для подготовки компетентного специалиста в начале XXI века уже недостаточно передать ему определенную сумму формализованных знаний, сформировать устойчивые навыки и проверить в итоге способность к их оперативному применению. Для того, чтобы профессиональное знание было эффективно освоено и присвоено выпускник должен иметь образ будущей профессии, понимать, каким образом осваиваемые знания и способы усиливают его как будущего профессионала. Для этого нужно ввести его еще, будучи учеником в основы современных профессий и практик, обеспечить их исследование данных сфер и первые пробы собственной деятельности в них еще в период их обучения в школе, в режиме пропедевтики будущей деятельности.

Сегодня перед нами стоит новая цель : обновление теоретических и практических знаний, совершенствование профессиональных компетенций педагогов в соответствии с философией, принципами и концепцией открытого дополнительного образования , которые подразумевают изменение условий и принципов реализации профессиональной деятельности педагогов.

В связи с этим у нас появились и новые задачи, которые заключаются в :

Разработке и реализации нового поколения программ дополнительного образования и развития детей , дополнительных интенсивных модульных программ дополнительного образования, направленных на создание новой системы мотивации детей, новой модели системы дополнительного образования;

Формирование педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для всестороннего развития, самоопределения и самовыражения личности учащегося;

- вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, стимулирование их интереса к сфере инноваций и высоких технологий, работа с одаренными детьми.

В соответствии поставленной целью, в нашем городе, округе была организована Кадровая школ, которая была направлена на обновление теоретических и практических знаний, совершенствование профессиональных компетенций педагогов. Тебе предоставляется уникальный шанс самому придумать и разработать свою, собственную, авторскую программу, заявить о себе, программу, которая будет интересна, прежде всего, мне, а потом уже детям и через которую, я, как педагог могу самовыражаться и самосовершенствоваться. Сегодня уже, в век высоких технологий, не современно и очень скучно, когда ребенок проходит обучение по программе слушая только учителя, ему интересна сама деятельность и в этом процессе он изучает одновременно и теорию и практику.

Итак, мы с вами говорили о структуре типовых общеобразовательных (общеразвивающих) программ, а теперь я вас познакомлю со структурой общеобразовательных (общеразвивающих) модульных программ открытого образования. Начнем с того, чем же они отличаются.

(модуль – это единица объёмной совокупности учебного содержания и материала по конкретному тематическому направлению образовательной программы. Модуль характерен тем, что он с достаточной лёгкостью встраивается в прочие жизненные и образовательные контексты учащегося, устраняя тот или иной образовательный дефицит, который был зафиксирован самим учащимся. Таким образом, целесообразно говорить о том, что образовательная программа должна быть представлена как модуль или комплекс модулей, отражающих ту или иную актуальную для ребёнка тематику).

По типовой программе учащиеся проходят обучение по всей программе в течении всего учебного года, они должны пройти обучение по разделам программы и только тогда считается, что ученик освоил программу. Образовательная программа открытого дополнительного образования должна быть представлена как модуль или комплекс модулей, отражающих ту или иную актуальную для ребёнка тематику, каждый из которых имеет свою образовательную задачу и решает ее от начала и до конца. В данном случае учащийся может пройти обучение как по всем модулям программы, так и выбрать только заинтересовавший его модуль. Я разработала такую программу и сейчас в апреле месяце буду выставлять ее на конкурс, очень надеюсь на то, что эксперты ее примут и дадут положительную оценку.

СТРУКТУРА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Формы таких программ дополнительного образования должны быть расширены следующими типами:

- Интенсивная школа - образовательное мероприятие, проходящее в заведомо ограниченный промежуток времени (может быть организована в каникулярный отдых) , с использованием методических форм, позволяющих ученикам за краткое время освоить крупные содержательные единицы материала по учебным предметам и осуществить законченную практическую пробу; может проходить как в режиме выездного образовательного лагеря с отрывом от основного образовательного процесса, так и в режиме интенсивных занятий в рамках учебного заведения, включенных в общий учебный план. Каждая интенсивная школа носит выездной характер. Продолжительность такой школы 3-5 дней (в летний период до 20 дней). Обучение в интенсивных школах происходит не в традиционной форме (6 дней в неделю, 5-6 уроков и т.д.), а в интенсивной, когда участники в течение нескольких дней в режиме погружения работают над освоением какой-либо проблемы или совокупностью проблем. Модульная образовательная программа представляет собой последовательность краткосрочных интенсивных погружений, каждое из которых разворачивает свой аспект тематики программы. Основная особенность интенсивной школы - возможность развернуть целостное учебно-профессиональное действие (исследовательское, проектное, творческое и т. д.) в режиме группового взаимодействия. Каждый участник интенсивной школы может стать её выпускником. Причём не имеет особого значения, сколько сессий (модулей) программы он посетил. Важен уровень освоения им тех компетенций, на формирование которых направлена программа. А подтвердить этот уровень учащимся предлагается через формы защиты собственного продукта (аналитическая разработка, полноценно оформленная индивидуальная образовательная стратегия, дипломная работа и т.д.), либо участия в диспуте с научным руководителем, преподавателями, экспертами и тьюторами школы.

- Элективные курсы. Программы, встраиваемые в профильную школу, обеспечивающие пред-профессиональную подготовку и формирование надпредметных компетенций. Привязка элективных курсов к системе дополнительного образования позволяет обеспечить возможность такого обучения независимо от наличия необходимых ресурсов у конкретной общеобразовательной школы.

- Социальные тренинги для учащихся старших классов. Моделирование проблемных ситуаций «взрослой» жизни и освоение схем эффективного действия в этих ситуациях. Исследование возможных жизненных сценариев и стратегий.

- Программы индивидуальной поддержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий. Направлены на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов учащихся имеющих устойчивые интересы в различных сферах науки, искусства, бизнеса, политики, спорта и т.д. Позволяют обеспечить равные стартовые возможности для школьников из различных социальных групп, в том числе из обеднённых жизненных сред.

- Массовые социально-образовательные проекты. Разворачивание сетей клубов, вовлекающих значительную часть подростков в продуктивную, социально-приемлемую активность (различные игровые формы, волонтёрское движение, художественное и техническое творчество)

- Летний отдых детей в системе детских оздоровительных лагерей должен рассматриваться как образовательный отдых; приоритеты его содержания должны определяться общими приоритетами программ дополнительного образования. (Летний модуль – Образовательный отдых детей - совокупное обозначение форм организации досуга и отдыха детей, предполагающих организацию событий, мероприятий, процессов, обеспечивающих получение детьми дополнительных знаний и углубление знаний основной школьной программы, оформление и развитие основных компетентностей детей, включение детей в современные практики и виды деятельности, а также событий, мероприятий, процессов, обеспечивающих в силу своей структуры и содержания рекреационный характер образовательного процесса, направленного на детей) .

- Каникулярный образовательный отдых - совокупное обозначение проектов, программ, мероприятий образовательного отдыха детей, рассчитанных на реализацию во время каникул, в большинстве случаев, понимаемых как полностью свободное от учёбы время, позволяющее выстроить одновременно рекреационный процесс и целостную систему образовательных действий, выступающую как дополнение к основному и стационарному дополнительному образованию.

Участниками модуля могут быть – старшеклассники и молодёжь Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, самоопределяющиеся и проявляющие интерес к той или иной образовательной программе, представленной в Навигаторе образовательных программ Округа.

Для того, что бы всем стало более ясно, о чем я говорю, я даю ссылку на сайт: , где вы сможете познакомить своих педагогов и подробно изучить материалы по открытому образованию, автором которых является Александр Анатольевич Попов - российский ученый, автор и разработчик компетентностного подхода в системе образования и моделей открытого образования, автор и руководитель Российской Компетентностной олимпиады, заведующий лабораторией компетентностных практик образования института системных проектов , главный научный сотрудник Центра инновационных сетей и образовательных инициатив Федерального Института Развития Образования , доктор философских наук, доцент , автор более 100 научных и публицистических работ, включая 5 книг по теме «Открытое образование».

Агентство стратегических инициатив. Инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве, дает возможность людям, которым небезразлично будущее страны, реализовывать стратегические проекты в бизнесе, социальной сфере, в системе кадров и профессионального образования.

- 8 ноября 2015 года в г. Ханты-Мансийске на базе «Технопарка высоких технологий» и г. Нефтеюганске на базе «Регионального молодежного центра» открылись первые в России Детские технопарки «Кванториум Югры».

Проект создан в рамках соглашения между Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры согласно реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». Соответствующее соглашение было подписано на Петербургском международном экономическом форуме губернатором Югры Натальей Комаровой и директором АСИ Андреем Никитиным.

В декабре 2016 года Детский технопарк «Кванториум» города Ханты-Мансийска передан на базу «Регионального молодежного центра».

Основной задачей Детского технопарка «Кванториум» является стимулирование интереса школьников к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых подростков, вовлечение учеников в научно-техническое творчество и популяризация престижа инженерных профессий среди молодежи.

Кроме того, школьники получили возможность развивать навыки практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с современной техникой.

Автономное учреждение «Региональный молодежный центр», созданное Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляет свою деятельность с 2009 года.

Межрегиональный информационно-методический центр «Глобус»

Сетевая учебно-методическую энциклопедия для всех участников образовательного процесса

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

А) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов , если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.