Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования. Методы, приемы, средства обучения классификация методов обучения Качество образования зависит от методов и приемов

  • Дата: 17.06.2022

18.04.2018 10:59

Математические диктанты. Очень часто использую данную форму контроля знаний в начале урока, с целью проверки вычислительных навыков, проверки таблицы умножения (есть дети, которые не знают её). Вопросы задаю сама, к звукозаписи на данном этапе не обращаюсь. Дети пишут ответы в строчку через запятую, не зная ответ - по середине клетки ставят точку.

Тестовые задания

На дом задаю подобные номера из учебника, разобранные в классе, для того, чтобы работали по образцу. По моему мнению, от количества заданных номеров, знания детей не изменятся, а наоборот, многие начинают обращаться к ГДЗ. Также, использовать творческие задания - составить кроссворды, нарисовать ребусы. Учащимся хочется поставить одноклассника в «тупик», тем самым, ученик повторяет изученный материал. Составить презентацию на дом не задаю, потому что заметила, что ученики не готовят их самостоятельно, а скачивают с интернета, а для учителя важно, чтобы ребёнок повторил материал.

Список литературы:

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы повышения качества образования на уроках математики.»

Методы и приёмы повышения качества образования на уроках математики.

В настоящее время, в процессе обучения, наиболее значимым вопросом является вопрос повышения качества образования учащихся. Снижение уровня познавательной активности учащихся в целом, не велика. Но, результаты за самостоятельные и контрольные работы показывают низкие результаты. С чем это связано и как добиться отличных результатов, как повысить качество образования наших детей?

Все дети, будучи в детском саду, очень хотят учиться, у них повышенная мотивация, но, в скором времени, придя в школу, это желание у многих учащихся пропадает. Кто в этом виноват или что? Опять множество вопросов, но не все вопросы есть ответы. А главный вопрос: Что делать?

Темой данной статьи является раскрытие системы работы учителя по повышению качества обучения через использование современных методов, приёмов и эффективных педагогических технологий на уроках математики в среднем звене.

Для повышения активности учащихся на уроке используются различные приёмы и методы. На некоторых из них остановлюсь подробнее.

Математические диктанты. Очень часто использую данную форму контроля знаний в начале урока, с целью проверки вычислительных навыков, проверки таблицы умножения (есть дети, которые не знают её). Вопросы задаю сама, к звукозаписи на данном этапе не обращаюсь. Дети пишут ответы в строчку через запятую, не зная ответ – по середине клетки ставят точку.

Тестовые задания использую крайне редко, в основном, при проверке теории. Заданиями, в которых дано выражение и варианты с ответами, перестала пользоваться, так как для того, чтобы выбрать правильный ответ, учащиеся должны вычислить данное выражение, а 30 % класса этого не делают, то есть, галочку ставят необдуманно.

При знакомстве с новым термином обязательно использую проектор, предварительно приготовив презентацию, в которой описывается история происхождения данного слова, перевод с того или иного языка, имя учёного с его портретом, годы жизни. Данный этап урока называю «Немного из истории…». Учащиеся слушают с удовольствием, более заинтересованным детям, предлагаю приготовить доклад на эту тему. Желающих всегда много получить дополнительную отметку.

Вообще, раз уж коснулись презентации, пользуюсь ей, в основном, на этапе устного счёта. Применяю различные цепочки, игры по станциям и т.п. ученикам это очень нравится, у них проявляется повышенный интерес к предмету, придя на следующий урок, они уже спрашивают, «будем ли мы сегодня лопать шарики?», «прыгать по болоту?», «проходить сквозь стены?».

На изучении нового материала, стараюсь «приглашать в гости» того или иного персонажа. И вот здесь, хочется дать рекомендации. Ученикам больше нравится персонаж, нарисованный своими руками, вырезанный, ярко раскрашенный, нежели скопированный из интернета и выведенный на проектор. Крепится на магнит и присутствует весь урок. Мне даже кажется, что дети до такой степени себе воображают, что это действительно гость, что где-то начинают стесняться сказать неправильно, многие желают себя показать с лучшей стороны, стараются постоянно поднимать руку, боятся ошибиться. Такой техникой, конечно же, пользуюсь в 5-6 классах. Дети более старшего возраста тоже любят, когда урок построен в форме игры, смотрят с интересом, глазки «горят». Такую форму применяю на уроке обобщения знаний при подготовке к контрольной работе. Также, при изучении нового материала, обязательно использовать примеры из жизни, связанные с темой. Учащиеся становятся более активнее, вспоминают, сравнивают, стараются ответить быстрее одноклассника. Нужно в своей работе применять поисково-исследовательские задания, старинные и занимательные задачи с нестандартным решением, «задачи-ловушки».

В конце урока важную роль играет рефлексия, в наше время имеется бесконечное множество, разработанные для каждого возраста.

На дом задаю подобные номера из учебника, разобранные в классе, для того, чтобы работали по образцу. По моему мнению, от количества заданных номеров, знания детей не изменятся, а наоборот, многие начинают обращаться к ГДЗ. Также, использовать творческие задания – составить кроссворды, нарисовать ребусы. Учащимся хочется поставить одноклассника в «тупик», тем самым, ученик повторяет изученный материал. Составить презентацию на дом не задаю, потому что заметила, что ученики не готовят их самостоятельно, а скачивают с интернета, а для учителя важно, чтобы ребёнок повторил материал.

На уроке контроля знаний, работу стараюсь приготовить в форме ОГЭ, начиная с 6 класса. Учащимся нравится такой вид работы. При знакомстве с инструкцией, они сами могут, в зависимости от верного решения, себя примерно оценить, посчитав количество баллов. И поэтому, на уроке обобщения, учащиеся начинают интересоваться, «Какая работа будет?»

Также, занимаюсь внеурочной деятельностью, преподаю кружок «Математика вокруг нас» (6 класс), на котором ученики узнают много нового и интересного, знакомятся с историей математики, выполняют занимательные задания и т.п.

Очень важно участвовать в олимпиадах, конкурсах. Дети с нетерпением ждут результатов и наград.

Если использовать данные методы в своей работе, а главное, применять их правильно, работоспособность учащихся повысится, появится повышенная мотивация к учебной деятельности, дети будут ходить в школу с удовольствием, тем самым мы добьёмся нужного результата, а именно, повысится качество образования учащихся.

Список литературы:

    Бердникова, И. А.Повышение качества высшего образования // Проблемы управления качеством образования в вузе: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007.

    Хованская В. Опора на наглядность или проверено временем // Начальная школа, Изд. Дом “Первое сентября” - №13. - 1997.

    О. Б. Епишева, Е. Е. Волкова, В. Е. Гусева, С. В. Демисенова, Х.Х Кадралиева, В. В. Клюсова, Т. В. Оленькова, Д.Ю.Трушников, Л. П. Шебанова, З. И. Янсуфина. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 200 с.

Балакина Лилия Валерьевна, учитель математики МБОУСОШ п.Зеленоборск

Каждому учителю, приступая к работе, приходится решить следующие вопросы:

♦ для чего учить - цели и задачи (воспитательные, образовательные,

практические);

♦ чему учить - содержание учебного процесса;

♦ как учить - исследование процесса преподавания, использование различных форм, методов, технологий;

♦ как учатся дети - исследование процесса обучения и воспитания; итогов педагогической деятельности, качества развития детей;

♦ средства обучения - оснащение учебного процесса дидактическим и методическим материалом, организация рабочего места учителя и уча­щихся.

Метод (от греч. méthodos - путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д.

Отсюда:Методология (от метод и... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности

Методика в образовании - описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах (Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. « Педагогический словарь»)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА -совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательно­го процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечиваю­щих решение поставленных задач.

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педа­гога с учениками. Здесь большое значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование материала, принци­пы и способы обучения.

Под словом методика имеется в виду, прежде всего совокупность рацио­нальных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

В этом смысле методика может быть общей , рас­сматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и частной , имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ учеными трактуется по-разному.

Метод обучения - это способы взаимо­связанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению за­дач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).

Метод обучения есть способ работы учителя и руководимых им учащихся, с помощью ко­торого достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих ус­воение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Метод обучения - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала (Н.М.Сокольникова).

Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обу­чения - это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных об­щим направлением, складывается система обучения . Примерами могут слу­жить системы обучения изобразительному искусству В.С.Кузина, Б.М.Немен­ского, Т.Я.Шпикаловой и др.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обуче­ния, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психоло­гии, эстетики и искусствознания.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога складывает­ся своя методика работы, однако она должна строиться в соответствии с об­щими целями и задачами современного преподавания изобразительного ис­кусства, с конкретными специфическими задачами того или иного творческого направления и вида искусства. Эти методы были выработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений, принципов и подходов к обучению. Да и сей час этот живой процесс продолжается.

Познакомиться с историей методов преподавания изобразитель­ного искусства можно по книгам Н.Н.Ростовцева.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразователь­ных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Соколь­никова, Е.В,Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, компози­ции, народному и декоративно-прикладному искусству. Выходят учебники по изобразительному искусству для начальной и сред­ней школы.

Методикой работы с дошкольниками много и плодотворно занимались такие авторы как Казакова Т.Г., Комарова, Т.С., СакулинаН.П. , Григорьева Г.Г, Гусакова М.А, Халезова Н.Б., Лыкова И.А., Дронова Т.Н. Ими созданы разнообразные методические пособия для воспитателей детских садов, для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста; разработаны методические рекомендации, описаны возможности и особенности детей дошкольников и много др.


Специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных ме­тодов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демон­страции, упражнения, самостоятельная работа, обучающая игра, диспут и т. д. Но каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. При­ем чаще всего определяется как составная часть или конкретная разновидность метода.

Единой универсальной классификации методов обучения дидактам и методистам создать не удалось. До недавнего времени им это ставилось в вину. Но, думается, что единая классификация методов невозможна в принципе ввиду многокачественности и многофункциональности методов. Единую классификацию мето­дов невозможно создать так же, как, скажем, и единую класси­фикацию людей. Для оценки и выбора методов придется исполь­зовать ряд существующих классификаций, выполненных на осно­ве разных оснований (см. табл.).

В дидактике принято классифицировать методы обучения по нескольким признакам:

По источникам, из которых учащиеся получают знания (словесные, наглядные, практические методы);

По характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские методы);

По характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы сообщения учащимся новых знаний, методы закрепления полученных знаний, методы формирования умений и навыков, методы контроля и оценки знаний учащихся);

По преобладанию при их применении деятельности учителя или ученика (методы изложения знаний учителем, методы самостоятельной работы учащихся).

Наибольшей популярностью пользуются первые две из этих классификаций, поэтому рассмотрим их несколько подробнее.

1 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

К словесным методам и приёмам обучения можно отнести рассказ, беседу, лекции, словесные указания.

Рассказ - это повествовательная форма изложения учебного материала учителем. Рассказ, как правило, используется для подачи нового материала и сопровождается демонстрацией наглядных пособий: например, при ознакомлении младших школьников с историей или особенностями произведений народного, декоративно-прикладного искусства.

Рассказ может применяться при сообщении учащимся о традициях класса и школы, правилах поведения на уроке, техники безопасности при работе с инструментами.

Объяснение - это последовательное разъяснение учащимся содержания задания, значения определенных понятий, устройства образцов, правил и приемов выполнения определенных трудовых операций и т. д.

Объяснение обычно сопровождается учебной демонстрацией наглядных пособий (таблиц, плакатов, чертежей, схем, технологических карт, образцов изделий, выполненных учителем или учениками, и т. д.) или этапов выполнения работы.

Одним из самых эффективных в дошкольном, младшем школьном, среднем школьном возрасте методов словесного изложения учебного материала является беседа.

Беседа - это диалог педагога с учениками, в котором учитель непременно опирается на уже имеющиеся у учащихся знания и практический опыт. Беседа может использоваться при изложении нового материала, при закреплении и проверке, при обобщении изученного материала.

Готовясь к беседе, педагог подбирает вопросы, которые должны быть понятны учащимся и отражать суть изучаемого материала. Учителю необходимо продумать последовательность задаваемых детям вопросов и возможные варианты ответов на них.

Дополняя и обобщая ответы учащихся, педагог постепенно подводит детей к усвоению новых понятий или закреплению уже имеющихся у них знаний.

Наглядные методы обучения

К наглядным методам и приёмам обратимся более подробно, учитывая особенности предмета «Изобразительное искусство» в школе, изобразительной деятельности в детском саду, художественно-творческой деятельности в дополнительном образовании.

Здесь стоит отметить неоднозначность применения, трактовки таких терминов как «демонстрация», «показ», «наблюдение» (в особенности показ – демонстрация)и др.в разных пособиях у разных авторов. Поэтому важно при описании метода (способа действия педагога) в той или иной методической литературе вникнуть в контекст, понять суть самой организации работы в соответствии с описываемым методом.

- наблюдение, демонстрация или рассматривание разнооб­разного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.

Педагог организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования учащиеся знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения, рассматривания педагог должен хорошо подготовиться: выбрать и расположить объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения или рассматривания которые нужно будет передать в изображении (на форму, цвет, детали и т.п.)

- образец – заранее изготовленный педагогом объект, требующий тщательного повторения. Готовые образцы, созданные учителем, в обучении изобразительной деятельности применяются крайне редко, лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или иллюстрацию. Изготовленный учителем (а не художником) образец, не имеет художественной ценности, а, следовательно, не может служить целям эстетического воспитания . С другой стороны образец помогает быстро усвоить некоторые технические приёмы, образец помогает в декоративном рисовании освоить принципы построения орнамента (особенно в традиционных народных росписях), что без постоянно находящегося перед глазами образца трудно даже для взрослого. Готовый образец также применяется в обучении конструированию.

В начале работы педагог организует тщательное, целенаправленное рассматривание образца - анализ, обращая внимание на существенные элементы, затем дети приступают к работе – образец остаётся перед глазами . Возможно применение нескольких образцов на одном занятии – если учащиеся уже владеют какими-то умениями, если можно выполнить работу (тот же орнамент) по-разному. Сравнение образцов (так же организованное педагогом) помогает выявить особенности разных изобразительных решений.

- показ способов действия (показ приёма работы) играет важную роль в обучении рисованию, лепке, аппликации, пластическим искусствам, рукоделию. Учащиеся должны усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кисти, карандаши, стеки, ножницы, краски, цветные восковые мелки и др.). Учащиеся не знают способов передачи формы предметов в рисунке, аппликации, лепке (особенно дошкольники). Они ещё плохо владеют изобразительными, техническими приёмами (это относится к самым разным возрастам учащихся). Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предметов), способами создания изображения, техническими приёмами обработки материалов, способами выполнения приёмов росписи, им эти способы нужно показать и объяснить.

Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом занятии. Это надо делать лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые (например вливание цвета в цвет в акварели, декоративный мазок в русской кистевой росписи ит.д.)

В тех же случаях, когда какой-то прием уже знаком учащимся, показывать его не следует.

-показ порядка действий так же важен на начальных этапах обучения. Педагог сначала последовательно создаёт изображение или изделие выделяя этапы работы, обращая внимание на логику и последовательность процесса, на технические приёмы. Затем убирает свою работу и предлагает детям приступить к работе (например, можно показать всю последовательность выполнения фигурки дымковского коня, последовательность выполнения рисунка натюрморта с натуры и т.п.).

- поэтапный показ- это выполнение всей работы, но педагог создаёт не всё изображение или изделие сразу, а выполняет какой-то этап работы, затем предлагает ученикам выполнить этот этап. Пока дети работают - у учителя есть возможность помочь тем, у кого возникают затруднения. Далее педагог продолжает работу, затем опять предлагает детям выполнить следующую часть работы и т.д. В таком показе важно не «мельчить», не показывать отдельно каждое действие и приём, а выделить важные существенные этапы в создании работы (например - поэтапно выполнить с детьми пейзаж акварелью: этап заливки фона, который хорошо просохнет пока дети тоже выполняют фон; и этап прорисовки деревьев; или этап подмалёвка, этапы выполнения прорисовки всех элементов и этап оживки в некоторых русских росписях). Такая работа на уроке, на занятии занимает много времени, но позволяет хорошо усвоить технологические приёмы и этапы работы. Поэтому поэтапный показ часто применяется на начальном этапе освоения технологии применения изобразительных материалов, рациональных способов изображения, сложных декоративных работ.

Нужно отметить, что в отличие от образца рисунок или изделие выполненные учителем в процессе показа обязательно убираются, чтобы учащиеся не копировали его, а сосредоточились на своей работе – повторяя технический приём или этап, а не композицию.

Так же важно обратить внимание на обязательное использование наглядных и словесных приёмов совместно, интегрировано . Невозможно выполнять любой из показов молча, без комментариев и пояснений, или рассматривать иллюстрацию вне беседы о ней. И невозможно интересно рассказать о чём-либо на уроке изобразительного искусства, не демонстрируя наглядный материал.

Невозможно организовать эффективный учебный процесс без демонстрации (показа) педагогом способов организации рабочего места, работы инструментами, обработки материалов, используемых в процессе трудовой деятельности, последовательности выполнения технологических операций.

Наглядные методы обычно тесно связаны со словесными, поскольку сам по себе показ, не сопровождаемый пояснениями, не обеспечивает понимания связей (между отдельными операциями, между действиями и их результатами), которые ученикам надо заметить. Слово учителя, сопровождающее наглядную демонстрацию, направляет внимание учеников и создает ту самую «ориентировочную основу» (т. е. умственную, теоретическую часть познания), которая необходима для понимания любого действия.

Практические методы являются наиболее важными, так как усвоить необходимые знания, умения и навыки можно только в процессе практического выполнения конкретных учебных заданий. К этой группе методов можно отнести все упражнения, опыты , эксперименты , а также работу с учебником, с книгой и другими дидактическими материалами.

Отдельные, самостоятельные упражнения на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками проводятся сравнительно редко, но в процессе выполнения практических работ дети все-таки «упражняются» много и постепенно осваивают приемы пользования простейшими ручными инструментами, способы обработки различных материалов, способы выполнения разных приёмов (росписи, вышивки и т.п.). Для старших учащихся специальные длительные упражнения по отработке приёмов более приемлемы, они с большим пониманием относятся к подобной работе.

То же самое следует сказать об опытах и экспериментах. На практике, непосредственно в процессе работы над изделиями, учащиеся знакомятся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, картона, ткани, древесины, пластических и других материалов. Разумеется, педагог может организовать и специальные опыты и наблюдения, однако с учетом ограниченного времени это не всегда практически реально. Но технологические знания полученные именно в собственном опыте (смешивание красок, свойства текстильных материалов, соотнесение красок и грунта и т.п.) становятся самыми прочными знаниями.

Что касается самостоятельной работы с учебником и другими дидактическими материалами, педагог должен уделять специальное внимание тому, чтобы приучить школьников грамотно пользоваться ими в своей работе. Речь идет о внимательном анализе содержащейся в них информации, ее правильном отборе и практическом использовании. Зачастую младшие школьники совершенно не умеют выполнять подобную работу, поскольку привыкают на уроках технологии в школе только следовать прямым инструкциям и указаниям. Да и более старшие школьники ещё не всегда имеют достаточный опыт в подобной работе, не всегда готовы к абсолютной самостоятельности в работе с книгой.

Рассмотрев классификацию методов обучения по источникам получения знаний, мы можем отметить, что все методы в ней тесно взаимосвязаны, а подчас и трудно разделимы. Так, слово как источник информации присутствует не только в рассказе, объяснении (в словесных методах), но и в учебнике (т. е. неотделимо от практических методов); наглядность должна сопровождать любые объяснения, а также обязательно содержится в учебнике и проч. Кроме того, любой из рассмотренных методов может по-разному направлять деятельность учеников. В одном случае рассказ учителя будет лишь способствовать некоторому пополнению запаса знаний (к тому же чаще всего справочного характера), а школьники окажутся в роли пассивных слушателей; в другом случае этот же словесный метод может демонстрировать им ход рассуждений и способствовать развитию мышления детей. С учетом этого рассмотрим другую классификацию.

ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С учетом данного основания методы обучения можно разделить на две большие группы:

а) репродуктивные;

б) творческие.

Они различаются между собой, главным образом, степенью познавательной активности и творческой самостоятельности, которую ученик проявляет в процессе работы.

Меньшая степень самостоятельности предполагается при использовании репродуктивных методов. Из самого названия следует, что ученик в пределах данных методов повторяет и воспроизводит . Однако это не означает, что в системе развивающего обучения репродуктивные методы не должны иметь места. К этой группе обычно относят так называемый объяснительно-иллюстративный и собственно репродуктивный методы , которые при ближайшем рассмотрении являются двумя сторонами одного и того же метода.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает предъявление учащимся знаний в готовом виде (в виде рассказа, объяснения учителя, инструкции в учебнике и т. п.). От учащихся при этом требуется запоминание или воспроизведение полученной информации - т. е. с их стороны действует репродуктивный метод.

Как и в других учебных дисциплинах, эти методы наиболее целесообразны в тех случаях, когда требуется за сравнительно небольшой отрезок времени овладеть необходимой системой конкретных знаний или способов действий. Репродуктивным способом обычно организуются занятия, на которых нужно освоить новые приемы обработки материалов, способы разметки, правила пользования инструментами и проч. Такие уроки встречаются как в начальной школе, так и в средней школе: по мере возрастания степени трудности решаемых творческих задач, как правило, требуются все более тонкие и сложные практические действия, которые должны быть освоены учениками. Много внимания уделяется подобным методам и приёмам в системе дополнительного образования при освоении того или иного ремесла. Любые практические знания, чтобы стать умениями и навыками, должны быть неоднократно повторены детьми, т. е. репродуцированы. Цели, достигаемые репродуктивным методом (закрепление и уточнение знаний, усвоение способов оперирования этими знаниями, усвоение опыта осуществления тех способов деятельности, образец которых уже известен), другими методами недостижимы.

Репродуктивные методы особенно оправданы также на уроках и занятиях знакомства с народными ремеслами. Уважительное отношение к народным традициям требует, чтобы выработанные веками приемы деятельности изучались в их настоящем, исторически сложившемся виде, поэтому ученики должны как можно точнее повторить, воспроизвести эти приемы и запомнить их.

Тем не менее, в целом овладение практическими приемами не должно превратиться в самоцель. В связи с этим даже репродуктивные методы по возможности не должны превращаться в прямые инструкции, требующие от ученика лишь механического следования указаниям.

Проблемное обучение. Творческие методы обучения.

Репродуктивные системы обучения не позволяют решить одну из самых важных задач современного социально-личностного заказа системе образования - формирования творческих качеств личности. Такая задача решается только в системе проблемного, или проблемно-поискового, обучения.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности ребёнка, школьника или студента.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника или студента.

Активизация познавательной деятельности слушателей, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходят успешнее, если преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует с представителями других точек зрения, с аудиторией, вовлекает слушателей в активный процесс доказательства, обоснования, если предлагаются задания, требующие поиска ключевой идеи, алгоритма, метода решения. Такие занятия по существу превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу, Познаваемое не преподносится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создается, конструируется с участием обучающихся или ими самими в так называемых проблемных ситуациях.

Структурной единицей проблемного обучения следует считать проблемную ситуацию и процесс ее разрешения

Чтобы разобраться в том, что такое проблемная ситуация, нужно понять, что такое проблема. Философы очень точно определяют проблему как конкретное знание о незнании. В данном парадоксальном на первый взгляд суждении скрыто глубокое содержание.

Действительно, проблема для человека существует лишь тогда, когда ее условие или известно, или вполне доступно, а требование, вопрос понятны, т. е. человек знает, что искать. Осознание известного и неизвестного в ситуации, принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации. Это и есть проблемная ситуация. Конкретным способом выражения проблемы

служат познавательные задачи и вопросы (вопрос - та же задача, в которой условие подразумевается, так как известно познающему или может быть им реконструировано, а потому не приводится).

Творческие методы , как и следует из их названия, предполагают, что в деятельности учащихся преобладает поисковое, творческое начало. К этой группе можно отнести проблемное изложение, частично-поисковые (или эвристические) и исследовательские методы.

Все творческие методы включают в себя постановку и решение проблемных ситуаций. При не проблемном, «сообщающем» обучении необходимые знания и умения формируются до решения задач и сначала независимо от него; потом предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания.

При проблемном обучении новые знания добываются, открываются самим учеником именно в процессе решения практических и теоретических задач.

Виды, методы проблемного обучения весьма разнообразны. Их выделяют чаще в зависимости от предполагаемого уровня активности, степени самостоятельности учащихся в процессе их поисковой деятельности (И. Я.Лернер, М. Н. Скаткин).

Частично-поисковый (эвристический) Исследовательский метод проблемного обучения требует наиболее полной самостоятельности обучаемых. Его качественная особенность - в постепенном переходе от имитации научного поиска, что тоже полезно, к действительному научному или научно-практическому поиску.

Формы и методы проблемного обучения разнообразны : проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная лекция, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование, деловая игра. Все они должны быть проблемными прежде всего по своему содержанию.

Сущность метода проблемного изложения заключается в том, что педагог в ходе своего рассказа, объяснения не просто излагает материал, а конструирует на его основе проблемную ситуацию и сам раскрывает противоречивый процесс ее доказательного решения.

Ученики при этом следят за ходом мыслей и рассуждений расказчика, мысленно проверяют их убедительность. Этим проблемное изложение отличается от объяснительно-иллюстративного: оно неизбежно предполагает соучастие слушателей в процессе раскрываемого перед ними творческого мышления.

При использовании проблемного изложения задачу ставит и решает педагог , а учащиеся как бы присутствуют в открытой лаборатории поиска, понимая, сочувствуя, выдвигая свои соображения и формируя свое отношение к изучаемому.

В рамках частично-поисковых методов учащиеся еще более активно включаются в решение проблемы. К числу таких методов, с успехом используемых в работе с младшими школьниками, относится эвристическая беседа. В ней, в отличие от обычной беседы, педагог задает такие вопросы, которые подводят детей к какому-то «открытию», разрешению противоречия, самостоятельному нахождению решения. А ученики не просто отвечают на вопросы, но учатся рассуждать, анализировать, находить доказательства.

Частично-поисковый (эвристический) метод проблемного обучения предполагает уже активное вовлечение обучаемых в процесс решения проблемы, раз-битой на подпроблемы, задачи, вопросы. Процесс деятельности, протекающий в виде решения задач, беседы, анализа ситуаций, направляется и контролируется педагогом.

Частично-поисковые методы предполагают использование специальных задач, которые ставят учеников в позицию активных деятелей, а не просто исполнителей. Это способствует повышению сознательности обучения, приобщению детей к творческому мышлению и является стимулом развития у них познавательной активности. К таким задачам можно отнести, например, мысленный анализ устройства образца (без разделения его на части), расчет размеров заготовок по габаритным размерам изделия, выполнение эскизов деталей, изделий и проч.

Действия учащихся в таких случаях связаны с внутренней активностью личности, прежде всего - с мышлением.

И для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее «не-решение»; неудача в попытках ее решить - тоже продукт мышления как деятельности, она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются все более адекватные способы мышления и познания, вырабатываются новые знания, способы умственных действий, мотивы, чувства, способности, а также отношение к тому, что он делает.

У учителей почему-то считается, что допущенные учениками ошибки свидетельствуют о плохой организации их познавательной деятельности. Боязнь ошибок особенно заметна на уроках практического труда в школе: ведь все подробные инструкции и предписания предлагаются именно с целью исключить даже самые малейшие отклонения от работы, тем более ошибки. Между тем учеными проведены специальные исследования, убедительно доказывающие полезность и важность в учебном процессе тех ошибочных действий, которые ученик совершает в ходе решения задачи. Поэтому целесообразно ставить перед учащимися задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут способствовать лучшему пониманию задачи и стимулировать познание (Но только в том случае если ошибки осмысленны самостоятельно или вместе с педагогом).

Заметим еще раз, что если задание не вызывает у ребенка вообще никаких затруднений, то для своего выполнения оно не требует мышления.

В практике обучения младших школьников частично-поисковые методы стоят рядом с исследовательскими методами , которые предполагают самый высокий уровень творчества.

Их использование требует от педагога прежде всего правильного понимания самого смысла творчества.

Это понятие, пожалуй, следует отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. В обиходе (в том числе и педагогическом) его зачастую вообще отождествляют с любыми поделками: выставки «детского творчества» изобилуют срисованными, скопированными, сделанными по инструкциям изделиями чисто репродуктивного плана; все, что ребенок смастерил своими руками (даже путем поэтапного и механического копирования действий), совершенно безосновательно относят к «творчеству».

Еще чаще в пособиях по трудовому обучению можно встретить так называемые «творческие задания» или специальные «странички творчества», в которых «творчество» механически присоединяется ко всей остальной (нетворческой) работе. Обычно оно сводится к тому, что ребенку предлагается внести какое угодно изменение в поделку, изготовленную по подробной инструкции. Например, ученик сначала копирует образец (скажем, картинку в технике аппликации); к образцу прилагаются шаблоны всех деталей (в том числе и таких, которые проще и целесообразнее сделать самому), даются разъяснения о материалах и поэтапная инструкция. После этого предлагается выполнить «творческую» работу: сделать такую же картинку, но что-нибудь в ней изменить. При этом никак не объясняется, что именно следует ожидать от внесенных изменений: должна ли картинка передать определенное настроение или она меняется по какому-то логическому принципу, нет, достаточно просто что-нибудь сделать не так, как в образце, и это уже будет «творчество»! Между тем психологическая природа творчества не имеет ничего общего с подобными заданиями.

Прежде всего, заметим, что творчество предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике; это может быть новая научная идея, новый художественный образ, новый способ деятельности и т. д. Учебное творчество обычно не имеет объективной новизны; дети чаще открывают то, что уже известно человечеству в целом. Однако суть творчества и для них остается той же самой: творческая деятельность - всегда открытие (пусть даже для себя). Настоящее творчество - вовсе не всякое бессмысленное оригинальничание, а именно целенаправленный поиск, сообразующийся с поставленной задачей.

Чтобы помочь ученикам осмыслить задачу, направление поиска следует обозначить. Например, создавая открытку, записную книжку, упаковку к подарку, нужно учесть, для какого именно случая, для какого пользователя предназначена вещь. Художественная аппликация создается с расчетом на то, какое впечатление на зрителя она должна произвести (лирическое, активно радостное и проч.). При разработке технической конструкции формулируется ряд требований, которым она должна удовлетворять (например, определенным образом складываться, иметь определенные размеры и проч.).

Таким образом, сущность исследовательского метода заключается в том, что педагог моделирует проблемную ситуацию и предъявляет ее учащимся в виде такого задания, выполнение которого предполагает творческий поиск своего варианта решения в точном соответствии с поставленными условиями или заданной целью. Использование этого метода позволяет ставить учеников в позицию соавторов, «со-разработчиков» или даже самостоятельных создателей конструкции и образа изделия. Решая в процессе обучения определенные проблемы, учащиеся активизируют умственную деятельность, овладевают процедурами творческого процесса, а заодно творчески усваивают методы познания.

Исследовательский метод проблемного обучения требует наиболее полной самостоятельности обучаемых.

Исследовательский метод в освоении художественно-творческих видов деятельности фактически приобретает черты проектной деятельности.

Формы и приёмы проблемного обучения разнообразны : проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная лекция, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование, деловая игра.


Тогда, может быть, правомерен вывод: да здравствует проблемное обучение?! Вот та долгожданная, давно искомая наилучшая система обучения! (Загвязинский В.И.)Вы уже догадываетесь, что это не так. И эта система имеет ограничения, она вовсе не универсальна.

Во-первых , проблемное обучение применимо не на всяком материале, а только на таком, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования.

Во-вторых , оно оправдано только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, тематического), потому что акцентирование внимания путем использования проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено. Помимо прочего, очевидна еще и нерациональная трата времени. Тут как раз полезно вспомнить: из пушек по воробьям не стреляют.

В-третьих , данный тип обучения приемлем и оправдан лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области, иначе не будет попадания в «зону ближайшего развития», в ту действительно проблемную для человека зону, где и возможны сдвиги в развитии.

В-четвертых , очень жесткие ограничения накладывает лимит времени, а проблемное обучение, особенно использование исследовательских методик, требует значительно больших временных затрат по сравнению с другими типами обучения.

Наконец, надо еще иметь в виду, что проблема формирования творческой личности решается не только в ходе самого проблемного обучения, но и на основе непосредственного влияния творческого руководителя, межличностных контактов, состязания и игры, фантазирования и импровизации, в которых проблемность сплавлена с релаксацией, образностью, с погружением в мир новых для человека отношений и другими факторами.


Для того чтобы осуществить педагогически обоснованный вы­бор методов и приёмов, необходимо, видимо, прежде всего, знать возможно­сти и ограничения всех методов обучения, понимать, какие зада­чи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны.

Любой же метод, используемый как универсаль­ный, теряет эффективность, дискредитирует себя. Тут нельзя не вспомнить высказывания А. С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той системы, в которой дан­ное средство используется.

Избранные методы должны соответствовать цели и задачам конкретного урока или занятия, этапу обучения и степени подготовленности учащихся, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. (Иными словами – нет плохих методов, есть неправильное и неуместное их применение).

Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Такими условиями могут быть :

Развитие интереса к изучению изобразительного, декоративного искусства;

Сочетание систематического контроля с педагогически целесообразной помощью учащимся;

Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способно­сти;

Последовательное усложнение изобразительной, декоративной, технологической деятельности, обеспече­ние перспектив развития художественного творчества учащихся;

Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладно­го искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

Целенаправленное, систематизированное использование искусствовед­ческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

Отбор произведений изобразительного искусства для изучения в соответствии с возрастом и задачами обучения;

Использование на занятиях технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных на­глядных пособий;

Активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюде­ния, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов деко­ративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектур­ных деталей;

Введение в урок, в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;

Применение разнообразных художественных материалов и техник рабо­ты ими;

Смена видов изобразительно-творческой деятельности в течении учебного года (гра­фика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа, разные виды росписи и др.);

Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

Введение в структуру урока, занятия игровых элементов и художественно-дидак­тических игр; использование элементов соревнования в соответствии с возрастными особенностями;

Систематическое взаимодействие между разделами содержания обучения (разделами программы), между дисциплинами изучаемыми в школе, интегрированное обучение искусству.

Основные особенности приемов и методов обучения

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения .

Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

О том, как приемы и методы обучения могут оказывать взаимовлияние, свидетельствует и тот факт, что методы включают отдельные приемы. Например, построение схематической модели является элементом метода работы с учебной литературой и в то же время составной частью подачи материала преподавателем, когда перед учащимися ставится задание создать опорный конспект на основе нового изучаемого материала.

В отдельных случаях применяемый способ обучения может выступать то как отдельный метод, то как прием. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы.

Впрочем, приемы и методы обучения иногда могут быть взаимозаменяемыми. Так, если во время урока учитель использует метод подачи нового материала и обращается к чертежам, графикам, рисункам в учебнике для большей наглядности и лучшего усвоения изучаемого, это будет являться приемом. Если же во время занятия используется метод работы с учебной литературой, и преподавателю необходимо дать объяснение какого-то отдельного понятия или термина, то такой способ уже будет выступать в качестве дополнительного приема.

Таким образом, методы, используемые во время обучения, состоят из двух видов методов -- преподавания и обучения.

Виды педагогических приемов в обучении

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».

Л.Н. Толстой

Слайд 1.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.

Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.

Качество образования. Составляющие качественного образования.

Слайд 2.

Что же такое за понятие - качество образования?

Качество образования – это совокупность свойств образования, обуславливающих его способности удовлетворять определенные потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования.

Слайд 3.

Составляющие качественного образования – это:

1. Деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний.

2. Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний.

3. Использование информационных и новых образовательных технологий.

4. Использование современных методов и приемов обучения.

5. Формирование мотивации.

6. Личностно-ориентированный подход.

7. Высокий уровень профессионализма учителя.

8. Создание комфортных условий учения.

9. Обеспечение материально - технический базы.

10. Стимулирование труда учителя.

11. Проведение работы в обществе с целью уважительного отношения к труду учителя.

Слайд 4.

Отличительные признаки и методические требования к современному уроку.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника - качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения учебе. Единственной формой обучения в школе является урок. Урок - это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок - это показатель производительности труда учителя и учащихся . Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого ученика. Поиски новых методов и форм организации обучения, которые обусловлены требованиями современного общества к школе, породили новый термин в методике обучения - «современный урок». Современное образование должно создавать условия, когда каждый учащийся смог бы получать необходимую ему личностно значимую информацию, должно помочь в раскрытии внутреннего потенциала каждого школьника, в его движении по пути самореализации. Главное на уроке (и самое сложное) - соблюсти разумный баланс между "увлекательными элементами" и кропотливым трудом. Применяя информационные технологии, нельзя забывать, что все они должны быть вместе с учителем, а не вместо него. Ибо никакие современные электронные образовательные ресурсы не заменят живого слова учителя. Понятие "новая грамотность" включает в себя помимо всего прочего и умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках. Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.

Слайд 5.

Что отличает современный урок?

1.Обучение происходит через открытие нового.

2. Происходит самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

3. Наличие дискуссий, различных точек зрения, поиск истины.

4. Демократичность.

5. Развитие личности.

6.Способность ученика проектировать предстоящую деятельность.

7. Осознание учениками деятельности, того как, каким способом получен результат, какие были затруднения, как они были устранены.

8.Поиск новых путей решения.

9.Педагог не доминирует, а управляет проблемно-поисковой деятельностью, исследованием.

10. Использование прогрессивных методик и технологий.

Определение форм и методов работы.

Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда. Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность. Исследование, описываемое в статье А.Зверева «10 и 90 – новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы. Вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся. Эффективность педагогической деятельности педагога школы характеризуется всё теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по- другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств». Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Слайд 6.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Слайд 7.

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным.

Слайд 8.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность учащегося.

Слайд 10.

По результатам диагностических исследований американских учёных, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.

Слайд 11.

Нестандартные формы уроков

Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему формируются более прочные, глубокие знания.

Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Слайд 12.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания, которые подразумевают

Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

Необычные условия работы;

Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях;

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны п о своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

Слайд 13.

Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Использование видео-урока

Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

Информационно-коммуникативные технологии .

Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать - метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению и учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путем дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащиеся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи.

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.

«Мозговой штурм », «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность по данному вопросу.

Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения .

Обращение к нетрадиционным формам урока предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности и способность к творческой деятельности.

Слайд 14.

ВЫВОД:

Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать . Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования .

Факторы и пути повышения качества образования.

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р.Киплинг

Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения по- своему. Повышение качества образования – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно- эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить

основные показатели эффективности деятельности школы(слайд)

    уровень обученности учащихся;

    готовность их к продолжению образования;

    уровень воспитанности учащихся;

    состояние здоровья детей;

    уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.

Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности (слайд)

    Генетические факторы . Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.

    Социально-экономические факторы .

    Психолого-педагогические факторы , которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).

    Личностно-деятельностные факторы , которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие. На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучающихся к учебному предмету.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей .(слайд)

Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

Пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

Отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

- отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

Невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
- потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. (слайд) Вовремя начатый урок,чёткая организация этапов урока,

разнообразные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационно- коммуникативные технологии- всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Стоит только что-либо не предусмотреть на уроке, упустить последовательность в изложении и потерять контроль над вниманием учащихся, отвлечься, как это неизбежно отразится на работе учащихся. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, чтоони нужны для достижения наилучшей эффективности урока. Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать.

Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и увиденного, 70% сказанного или написанного им,90% сказанного или написанного им по поводу его действия . Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Качество и уровень обучения во многом зависит от мастерства преподавателя и подготовке его к каждому конкретному уроку.

Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что на сегодняшний день интересно, полезно и актуально, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.

Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина учащихся на уроках. Учителя по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока, третьи – язвительными насмешками, которые носят характер грубости, и т.д. Как же правильнее воспитывать учащихся в школе? На этот вопрос я отвечу притчей,в котором напрямую прослеживается наставительный характер.

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности?

Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может иметь авторитет у учащихся. Дети, как правило, сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Обучение - это как лечение. Нет единого готового рецепта.

В обучении как и в жизни нельзя не придавать значения мелочам. Ведь не зря говориться:
«Жизнь цепь, а мелочи в ней - звенья. Нельзя звену не придавать значения» .

Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.

«Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится.

Хочу обратиться ко всем учителям с прекрасными словами Ш.Амонашвили.

Учитель, будь солнцем, излучающий человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах!